logo search
КСР от Калач Микуле

4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе

Каждый человек обладает только ему присущими индивидуальными качествами. Индиви­дуальные психологические особенности обусловлены наследственностью (природными задат­ками), особенностями деятельности и общения индивида, окружающей его средой и характе­ром полученного им образования. Все эти факторы взаимодействуют друг с другом, порождая индивидуальность человека.

Индивидуальные особенности могут проявляться в физическом состоянии и здоровье, в по­знавательной деятельности (свойствах памяти, мышлении и других познавательных процессов, учебных интересах и склонностях, способностях к изучению тех или иных учебных предметов и т. д.); в чувственно-эмоциональной сфере (характере, темпераменте, способностях); во внутренних побудительных факторах поведения и деятельности (потребностях, мотивах, установках и т. д.); в степени восприимчивости педагогических влияний, в динамике раз­вития тех или иных личностных качеств, в уровне обученности и воспитанности.

К индивидуальным особенностям учащихся относятся прежде всего их способности. В психологии под способностями понимают индивидуально-психологические особенно­сти человека, проявляющиеся и формирующиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. Различают общие способности, обеспечивающие продуктивность и достаточ­ную легкость в осуществлении различных видов деятельности и специальные способности, помогающие достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Общие способности относятся обычно к мыслительной деятельности и проявляются в таких качествах ума, как сообразительность, самостоятельность, критичность, гибкость, вдумчивость и др. Общие способности позволяют человеку проявить себя в разных об­ластях науки, техники или искусства. Например, дети с такими способностями хоро­шо учатся по разным учебным предметам, характеризуются быстрым темпом обуче­ния. Специальные способности человека проявляются в отдельных областях деятельности, например, в музыке, рисовании, математике, технике, при этом в других областях особых успехов у него не наблюдается.

Современный уровень развития науки позволяет утверждать, что каждый родившийся физиологически здоровый ребенок располагает достаточным фондом природных задатков

Громадное большин­ство людей суть люди самообразо­вавшиеся, самораз­вившиеся, а не об­разованные и раз­витые кем-либо другим. (П. Ф. Каптерев.)

Противоречие «безответствен­ность детства — ответственность юности» разре­шается за счет последовательно­го развития спо­собности ребенка быть субъектом. (Н. Е. Щуркова.)

Для записей

114

для физического, интеллектуального и эмоционально-художественного развития. Но, во-первых, генетические комбинации задатков у всех разные; во-вторых, задатки имеют благоприятные (сензитивные) периоды для их развития, за рамками которых способности могут так и не развиться; в-третьих, реализация самого богатого генотипа может быть блокирована в ранние периоды развития ребенка (условия пренатального развития, эколо­гические условия и т. п.). Установлено также, что возможности развития (задатки) огромны и даже в благопри­ятных условиях используются недостаточно. Сензитивным периодом для развития большинства человеческих способностей является период до трех-пяти лет.

Все это необходимо педагогу знать (уметь диагностировать) и учитывать в своей работе. Так же как выше была осуществлена типология детей по возрасту, можно провести их типологию по индивидуальным особен­ностям. В настоящее время предложено много подходов к типологии детей. Все они не противоречат друг другу, так как все зависит от целей и критериев типологии. Например, выделяют такие категории детей, как одарен­ные, трудновоспитуемые, дети с особенностями психофизического развития. Заметим, что эти категории детей не взаимоисключают друг друга. Например, одаренный ребенок может быть трудновоспитуемым или может иметь особенности психофизического развития. И наоборот. К этим детям нельзя подходить со средними мерка­ми, использовать стандартные методы обучения, так как они имеют особые образовательные потребности.

Л 5. Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре у процесса формирования личности

В соответствии с рассмотренными выше парадигмами и моделями образования можно проследить, по крайней мере, две педагогические позиции в решении проблемы активности растущей личности в своем развитии и воспитании. Для первой свойственен взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Важнейшими факторами развития личности признаются внешние воздействия. Воспитание при этом трактует­ся как влияние, воздействие, управление. Недостаточно учитывается фактор саморазвития личности.

Вторая педагогическая позиция предполагает признание личности субъектом своего развития и воспита­ния. В философии и психологии понятие «субъект» является фундаментальной категорией и определяется как носитель сознания, воли, отношений, предметно-практической деятельности и познания. Субъект проявляет активность во всех видах взаимодействия с миром. Более того, субъект выступает как целостная система вну­тренних условий, которые опосредуют все внешние факторы, в том числе педагогические.

Важным понятием для понимания рассматриваемой проблемы яапяется понятие субъектности. Субъектность человека есть система присущих ему качеств и свойств, определяющих его как индивидуальность. К этим качествам ошосят, в частности, способность человека ставить и коррекгировать цели, осознавать мотивы, быть стратегом своей деятельности. Признаками субъектности выступают также активность и самостоятельность в деятельности, ее твор­ческий характер, саморегуляция, самоактуализация, рефлексия и др.

Гуманистическая позиция требует признания ребенка в качестве главной ценности в педагогическом процессе, признания его права и способности к саморазвитию, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогиче­ском процессе. Роль ребенка в собственном развитии становится определяющей.

Выше утверждалось, что способность к саморазвитию — это генетически заданное свойство. Оно позволяет рассматривать воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необхо­димыми задатками и стимулами для саморазвития. Ему присущи инстинкты, желания, потребности, влечения, стремления к самопроявлению и самоутверждению. В этом заключается природная (биологическая) субъектная активность индивида.

С другой стороны, в человеческих общественных отношениях право на субъектность признается за индиви­дом с момента его рождения. Он получает индивидуальное имя, за ним осуществляется индивидуальный уход; он наделяется волей воспитателями, которые следуют за его потребностями, желаниями и т. п. Позже, когда ребенок по­сещает образовательное учреждение, он активно влияет (возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем обученности и воспитанности, принятием или непринятием педагогического воздействия и т. д.) на цели педагогов, на отбор содержания, методов, средств, форм педагогического процесса. Иначе говоря, социальное окружение (си­стема воспитания) выделяют его в качестве субъекта-индивидуальности, наделенного активностью и особенностя­ми, которые нужно сохранять, развивать, совершенствовать и при необходимости корректировать.

Таким образом, биологическое основание изначальной активности ребенка в воспитании дополняется пси­хологическим основанием как признанием его психического своеобразия и социальным основанием в смысле признания за индивидом его особенного места в системе общественных отношений (В. С. Селиванов).

Вместе с тем многие педагоги утверждают, что подлинным субъектом педагогического процесса ре­бенок становится примерно в подростковом возрасте, когда он начинает осознанно ставить цели и орга­низовывать деятельность по их достижению, а значит, ему доступна деятельность по самовоспитанию. Деятельность по самовоспитанию является высшим уровнем проявления активности растущей личности в своем развитии и воспитании. Вместе с тем в каждом возрасте ребенок проявляет активность в собственном

Из народной мудрости

Сколько голов, столько и умов (рус).

Выше головы не прыгнешь (рус).

развитии и воспитании. Первоначально это проявляется действием наследственности и пер­вичных материальных потребностей, действием природного, психологического и социаль­ного оснований этой активности, в частности, в приспособлении, подражании, ориентации на взрослого, группу сверстников и, наконец, в самовоспитании.

Признание способности ребенка быть субъектом педагогического процесса приво­дит к пониманию процесса воспитания как создания условий для саморазвития, само­реализации субъектов педагогического процесса.

Внешние факторы, в том числе воспитание, оказывают влияние на формирование лич­ности только через стимулирование ее внутренней активности, саморазвития, самосо­вершенствования. В процессе воспитания происходит внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Важно, чтобы в результате этой переработки возникла встречная активность воспитанника, направленная на достижение тех целей и задач, которые ставит воспитатель. Поэтому одной из главных задач воспитания, образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию.

Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направ­ленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом. Способность ребенка к самовоспитанию развивается по ме­ре развития его сознания до уровня самосознания, когда ему становится доступным само­познание. Самосознание — это, во-первых, сознание себя как активного начала, субъекта деятельности; во-вторых, сознание своих психических свойств, своего отношения к окру­жающему миру (это предполагает достаточно развитое абстрактное мышление); в-третьих, социально-нравственная самооценка. Сознание, как известно, включает акт познания. Познание — процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и усвоение знаний. Если предметом познания выступает сам человек, то речь идет о самопознании.

Самосознание и самопознание основаны на механизме рефлексии. Рефлексия — это обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические со­стояния и качества. Самосознание человека работает путем постоянного сравнения реаль­ного поведения с «Я-концепцией», тем самым оно регулируег поведение человека. Следо­вательно, «Я-концепция» личности играет важную роль в ее самовоспитании и воспита­нии. «Я-концепция» (по Р. Бернсу) — совокупность всех представлений личности о себе («Я-образ»), ее самооценка, принятие себя, а также ее потенциальная поведенческая реак­ция. Самопознание включает в первую очередь познание своей «Я-концепции». Для этого индивид наблюдает за собой, анализирует свои состояния и т. п. Кроме того, он познает свои потребности и их субъективные выражения (влечения, желания, интересы и т. д.), а также мотивы своих поступков, поведения в целом.

Таким образом, результатами самопознания могут быть: объяснение своего поведения и дея­тельности, их мотивов; знание потребностей, которые удовлетворяются в деятельности и поведении; знание своих черт характера и другое. Результаты самопознания—знания о себе реальном. Они обо­гащают «Я-шнцегщию», изменяют ее в сторону адекватности реальному «Я».

Самопознание — это своеобразное размышление о себе, о своей деятельности, о своих взаимоотношениях с окружающими людьми, обществом. Процесс самопознания индивида опирается на имеющиеся у него определенные психологические знания. К средствам само­познания можно отнести также литературу (научную, художественную и т. д.), искусство. Основное же средство самопознания — деятельность субъекта познания. Результаты на­блюдений за собой в различных видах деятельности, анализ этих результатов полезно фик­сировать письменно, например, в дневниках.

Самопознание — первый шаг к самовоспитанию, его психологическая основа. Доста­точно высокого уровня самосознания человек достигает обычно в подростковом и юно­шеском возрасте. Именно с этого возраста самовоспитание в полном смысле этого слова и становится возможным. Более того, воспитание в этом возрасте вообще невозможно без самовоспитания. Вместе с тем воспитывать у ребенка потребность, стремление и умения самовоспитания необходимо с самого раннего детства. Мотивами самовоспитания могут быть стремление достичь поставленной цели, желание не отстать от других, чей-либо при­мер, желание стать похожим на авторитетного человека, литературного героя и другие.

С процессом самовоспитания личности тесно переплетается ее самообучение. Самообу­чение — это процесс обучения, организуемый самой личностью. Она сама определяет цели, задачи, содержание, методы, формы своего обучения, оценивает его результаты и вносит в слу­чае необходимости коррективы. Самообучение — это активное учение, это свободное при­общение человека к знанию, к которому он сам определяет свое отношение (Н. А. Бердяев). Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразова­ния. Педагогические аспекты самовоспитания рассмотрим в соответствующих темах.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Установите взаи­мосвязи между ними.

...детство есть период интенсив­ного усвоения достижений куль­туры в непосред­ственной прак­тической жизни ребенка через ак­тивное взаи­модействие его с окружающей дей­ствительностью на уровне куль­туры.

(Н. Е. Щуркова.)

Для записей

118

2. Какие концепции развития личности предложены в зарубежной и отечественной педагогике? Раскройте их содержание.

3. Каковы основные закономерности развития личности?

4. Раскройте значение наследственности, среды и воспитания в развитии и формировании личности. Приведите примеры.

5. Обоснуйте утверждение о том, что деятельность является важнейшим внутренним фактором развития личности.

6. Охарактеризуйте функции разных видов деятельности в развитии личности.

7. Опишите особенности воспитания и обучения детей разного возраста, опираясь на теорию возрастного развития личности.

8. Раскройте биологическое, психологическое и социальное основания активности ребенка в собственном разви­тии и воспитании.

9. Докажите, что самовоспитание есть высший уровень проявления активности личности в воспитании.

Глоссарий

Наследственность — свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений.

П Среда окружающая — природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека.

Среда социальная — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности.

Деятельность — регулируемая сознанием (цели, мотивы) внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) актив­ность человека, порождаемая его потребностями.

Умение — способность осознанно выполнять определенное действие, способ успешного его выполнения.

Навык — достаточно автоматизированный (не требующий работы мысли) способ выполнения действий.

П Поведение — деятельность, связанная с межличностными взаимоотношениями, т. е. направленная на других людей.

Привычка — действие или элемент поведения (поступок), выполнение которого стало потребностью.

П Отношения личности — система индивидуальных, сознательных, избирательных, оценочных связей личности с различными сторонами действительности.

Возрастные особенности — комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоцио­нальных свойств, характерных для большинства людей одного возраста.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся и формирующиеся в дея­тельности и являющиеся условием ее успешности.

П Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, своей базовой культуры в целом.

Рефлексия — обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические состояния и качества.