logo search
КСР от Калач Микуле

3. Воспитание эстетической культуры личности школьников

Воспитание нравственной культуры взаимосвязано с воспитанием эстетической культуры, также являющей­ся важнейшим компонентом духовной культуры личности.

Эстетическая культура — компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эсте­тическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художе­ственной) деятельности.

Эстетическое сознание — совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым чело­век получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценоч­ным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус — это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искус­ства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творче­ского потенциала.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эсте­тической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, при­родоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т. п.) учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, чувств, вкусов и убеждений, а также на развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Средствами воспитания эстетической культуры являются также искусство (разные его виды и жанры), лите­ратура, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида. В частности, в основе художе­ственной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умение воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако в первую очередь нацелена на форми­рование художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Ис­кусство» (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и другие).

Из народной мудрости

Видно сокола по полету, а доброго человека по поступкам (рус).

Ничего не делая, люди учатся делать дурное (античный афоризм).

На вкус и цвет товарищей нет (рус).

266

Рассмотрим возрастную специфику данного направления воспитания (см. таблицу 19).

Таблица 19

Возрастные особенности воспитания эстетической культуры личности

Младший школьный возраст

Формирование эстетического отношения к природе, обще­человеческим нравственным ценностям, развитие образно­го мышления учащихся, фан­тазии средствами различных видов искусства. Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эсте­тизации окружающей среды (уход за растениями, живот­ными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в фор-мировании представлений учащихся о красоте природы. Формирование эстетических чувств, эмоционального отно­шения, любви к родной при­роде в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобразительному искусству, архитектуре.

Обращение внимания на эсте­тику поведения и внешний вид детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительно­го характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т. п. с широким привлечением литературы, музыки, изобрази­тельного материала видео-, ки­номатериалов, а также детской самодеятельности

Подростковый возраст

Формирование полноценного эстетического (художественно­го) восприятия, способности к самостоятельным эстетиче­ским оценкам; развитие эмо­циональной сферы, творче­ского потенциала средствами искусства, развитие умений и навыков художественно-творческой деятельности; формирование эстетического отношения к своему внешнему виду, межличностным отноше­ниям, окружающей природной и социальной среде. Формирование эстетического восприятия произведений ис­кусства в процессе эстетиче­ского просвещения (устные журналы, беседы, лекции, экс­курсии в музеи, филармонию, театры и т. п.; просмотры ви­деофильмов, чтение книг по искусству), творческой дея­тельности подростков (кон­курсы, выставки и т. п.). Формирование эстетических оценок учащихся в процессе написания отзывов, рецензий, статей, организации игр, вик­торин, работы с искусство­ведческой литературой и т. п. Стимулирование подростков к эстетическому анализу про­изведений искусства. Фор­мирование умений и навыков художественно-творческой деятельности средствами ли­тературного, изобразительного творчества, театральной само­деятельности, которые не толь­ко способствуют эстетическо­му развитию подростков, но и удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками

Юношеский возраст

Формирование эстетическо­го компонента мировоззре­ния, развитие эмоционально-чувственной сферы, умений осознанного восприятия эсте­тики бытия, оценки произ­ведений искусства и литера­туры, самооценки поведения и деятельности. Формиро­вание эстетического отно­шения к профессиональной деятельности. Организация творческих объединений на основе самоорганизации и са­моуправления, в которых стар­шеклассники будут углублять свои знания в области нацио­нального и мирового искус­ства и литературы, развивать свои творческие способности