logo search
КСР от Калач Микуле

Ifcjjj Основные вопросы |

1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного миро­воззрения учащихся. I

2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания. j

3. Воспитание эстетической культуры личности школьников. j

4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.

lEtjj Понятия темы

Мировоззрение, научное мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы, нравственная культура, эстетическая культура, гражданская культура, гражданственность личности, политическая культура, правовая культура.

Щз$=р Рекомендуемая литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборшк нарматыуных дакументау МА Рэспублш Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—^0.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М. : Прометей ; Юрайт, 1999. — С. 274—283; 292—297; 321—354.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 163—172.

4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 300—314; 320—325.

В

5. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 231—284; 317—329.

6. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушверсггэцкае, 2000. — С. 368—399; 418—444; 454_474.

|4=7| 1. Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности у формирования научного мировоззрения учащихся

Под мировоззрением понимают специфическую форму сознания человека, включающую обобщенную систе­му знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых проявляется его отношение к развитию природы и обще­ства и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и пове­дение в разных сферах жизни (по И. Ф. Харламову). Мировоззрение есть высшее интегративное отношение личности к себе и окружающему миру. Оно выступает внутренним фактором формирования личности. Поэтому формирование мировоззрения учащихся — важная педагогическая задача.

В структуре мировоззрения выделяют объективные (вся совокупность знаний человека) и субъективные (взгляды, убеждения, идеалы) компоненты (см. таблицу 16).

Таблица 16

Структура мировоззрения личности

Объективные компоненты

Субъективные компоненты

Знание (как принадлежность индивида) — образы ве­щей, свойств, процессов, отношений действительности, сохраняющиеся в памяти индивида в форме представ­лений, понятий, чувств, отношений и т. п. Это по сути описательно-констатирующие суждения личности, свя­занные с осмыслением и пониманием объективных при­родных и общественных явлений.

Основу мировоззрения составляют знания о природе, об­ществе, человеке (о самом себе), мышлении и др. Для то­го чтобы знания стали взглядами и убеждениями, вошли в общую систему ценностных ориентации, они должны проникнуть в сферу чувств и воли личности, приобрести для нее субъективный смысл

1. Взгляды человека — принятые человеком в качестве достоверных идеи, концепции, выводы, оценки и т. п. Это мнения, субъективные выводы, появляющиеся в ходе объ­яснения природных или общественных явлений, и опреде­ления своего отношения к ним.

2. Убеждения человека—знания (идеи, концепции, теории и т. п.), в которые человек верит, как в истину, отстаивает их, стремится увлечь ими других людей. Это идеи, относящие­ся к разным сферам жизни человека и общества, которые индивид глубоко осознал и эмоционально пережил.

3. Идеалы — осознанные и эмоционально окрашенные представления о самом совершенном образце чего-либо. Идеалом может выступать высшая цель, к которой стремят­ся люди и которая руководит их деятельностью. Нравствен­ные идеалы — представления о нравственно совершенной личности, о лучших ее качествах, которые стали стимулом и регулятором развития индивида. В этом смысле идеал че­ловека — мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким индивид хочет и стремится стать

В педагогике выделены следующие функции мировоззрения (по И. Ф. Харламову):

Информационно-отражательная функция заключаются в том, что все события и явления окружаю­щего мира человек воспринимает и отражает в сознании через призму уже имеющихся у него взглядов и убеждений.

п Ориентациоино-регулятивная функция состоит в том, что мировоззрение оказывает определяющее влия­ние на действия и поступки человека. Изменение мировоззрения влечет изменение и его поведения.

Оценочная функция связана с тем, что факты, явления окружающего мира оцениваются человеком на основе своих взглядов и убеждений.

В зависимости от содержания мировоззрения и его связей с научными знаниями, верой и жизненным опытом человека выделяют три вида мировоззрения: научное, религиозное и обыденное, или житейское (см. схему 60, с. 142). Кроме того, можно говорить о мировоззрении различных прослоек общества, а также представителей различных политических течений и партий. Важно, чтобы основу любого вида мировоззрения составляли идеи нравствен­ности, добра, справедливости, совести и чести.

Религия и атеизм как два типа мировоззрения стоят у истоков европейской культуры. Каждый из них имеет соб­ственную систему ценностей. Религией накоплен опыт размышления о человеке — его природе, смысле и назначе­нии, смерти и бессмертии, отношении к добру и злу, опыт духовно-нравственного самосовершенствования. Религия оказала и оказывает влияние на духовный облик людей, стиль мышления, на искусство. Религиозное мировоззрение целенаправленно формируется в семье или в религиозных учебных заведениях. Атеизм — тип мировоззрения, осно­ванный на целостном научном видении мира, в образе которого нет места сверхъестественному.

Научное мировоззрение формируется у учащихся в результате последовательного овладения научными, в част­ности, философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов позна­ния действительности. Это достаточно длительный, постепенный, противоречивый процесс.

Виды мировоззрения

Научное мировоззрение опи­рается на научную картину мира, на выводы и обобще­ния, сделанные на основе научного анализа и теоре­тического осмысления при­чинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общественных яв­лений

Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональный, субъектив­ный религиозный опыт лич­ности. В его основе лежит вера человека в существование Бога или других сверхъестествен­ных сил, бессмертия души ит. д.

Обыденное (житейское) ми­ровоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, пере­даваясь из поколения в поколе­ние в форме духовного опыта, здравого смысла, стихийных, эмпирических, не всегда си­стематизированных представ­лений о мире

Схема 60

Возрастные возможности формирования мировоззрения школьников учитываются при проектировании со­держания образования (см. таблицу 17).

Таблица 17

Возрастные особенности формирования мировоззрения

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Пониманию учащихся доступны неко­торые существенные зависимости, связи между явлениями природы и общества, которые носят мировоззренческий характер (представления о сезонных изменениях в жизни природы, о по­стоянном развитии мира и другие)

Создаются благоприятные условия для овладения учащимися диалектико-материалистической картиной мира в процессе изучения систематических курсов основ наук. У подростков невелик жизненный опыт, их взгляды не всегда отличаются стройностью, полнотой и устойчивостью. Для них обычно характерна неадекватная самооценка, склонность к подража­нию. Поэтому важно побуждать под­ростков к самостоятельной и обосно­ванной оценке предметов и явлений

Важнейшее новообразование — са­мосознание личности — опреде­ляет готовность старшеклассников к усвоению научного мировоззре­ния во всем его объеме и полноте. Для них характерны философская направленность мышления, потреб­ность проникнуть в суть вещей и явле­ний окружающего мира. Это создает основу для формирования фунда­ментальных методологических идей, прочных взглядов и убеждений уча­щихся, обеспечивающих принципы их поведения и деятельности. Скла­дывающиеся мировоззренческие позиции способствуют также про­фессиональному самоопределению старшеклассников

Помимо учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся педагогическими условиями форми­рования мировоззрения школьников являются: обеспечение научной доказательности, логической убедительно­сти и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера; придание общественной направленности обучению; соблюдение принципа историзма в изучении содержания учебных предметов; раз­витие познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогическом процессе; стимулирование эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу; связь обучения с жизнью, включение учащихся в разнообразную практическую деятельность; взгляды и убеждения самих педагогов, их личностные и профес­сиональные качества.

Критериями сформированности мировоззрения личности являются:

□ знание важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания законов развития природы и общества и выработки мировоззрения;

п устойчивость взглядов и убеждений, проявляющаяся при оценке явлений и событий окружающей жизни;

□ развитие способности диалектического осмысления действительности, обнаруживающейся в умелом ана­лизе человеком новых для него знаний, явлений, событий;

п проявление своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в деятельности и по­ведении.

Из народной мудрости

Родная зямелька — як зморанаму пасцелька (бел.).

Тот герой, кто за Родину горой (рус).

0