logo search
КСР от Калач Микуле

1. Предмет и задачи дидактики

Дидактика — отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание. Тер­мин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos — поучающий и didasko — изучающий. Известно, что немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий) (1571—1635) назвал свой курс лекций «дидактикой», «искусствам преподавания» (1613).

Чешский педагог Я. А Коменский (1592—1670) представил дидактику как систему научных знаний. Его труд «Великая дидактика, содержащая универсальную теорию учить всех всему...» (1657) является одним из первых научных произведений по дидактике. Я. А. Коменский сформулировал важнейшие принципы и правила обучения, многие из которых не потеряли своего значения и в настоящее время. В дальнейшем большой вклад в развитие дидактики внесли многие зарубежные и отечественные педагоги: И. Г. Песталоц-ци(1746—1827), И. Ф. Гербарт (1776—1841), А. Ф. Дистервег (1790—1866), К. Д. Ушинский (1823—1870), К. Ф. Каптерев (1849—1922), Дж. Дьюи (1859—1952), М. Н. Скаткин (1900—1991), И. Я. Лернер (1917— 1996), Ю. К. Бабанский (1927—1987) и другие.

Методологической основой обучения является гносеология — теория познания. Дидактика связана с психологией (общей, возрастной, педагогической, социальной, психологией личности), физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, ин­форматикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предме­тов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информа­ционных основах дидактики. Нормативные основы дидактики связаны с тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормативными документами, которые разрабаты­ваются на основе стандартов.

Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучае­мого, а также между компонентами процесса обучения. По мнению известных дидактов, предметом дидактики выступает «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В. В. Краевский), «условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения» (Ч. Куписевич). Дидактика — наи­более разработанная научная отрасль педагогики. Она является одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой. Задачи дидактики представлены в схеме 33, с. 84.

Схема 33

К основным категориям и понятиям дидактики относятся: обучение, учебный процесс, учение, преподава­ние, закономерности обучения, принципы обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения, технология обучения. Дидактика оперирует также понятиями смежных наук (система, со­держание, форма, метод, учебные умения, навыки, мотивы, познавательный интерес, мышление и другие).

Дидактика является теоретической основой для формирования предметных методик (частных дидактик), выполняя по отношению к ним методологическую функцию.