logo search
КСР от Калач Микуле

2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся

Традиционно обучение характеризуется дидакгами как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и учащегося (см. схему 34). Учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Деятельность ученика в процессе обучения обозна­чается в дидактике термином «учение», деятельность обучающего — термином «преподавание».

Процесс обучения = преподавание + учение

Преподавание — управление учебной деятельностью учащих­ся, помощь им в усвоении знаний, формировании умений и навыков

Учение—деятельность учащихся, направленная на усвоение системы знаний, способов мышления, при­обретение умений и навыков

Схема 34

Наряду с общими движущими силами педагогического процесса к движущим силам обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных стандартов). И. И. Прокопьев описал данную группу противоречий форму­лой: «надо — могу / не могу — хочу / не хочу». Иначе говоря, это противоречие между требованиями учебное программы и возможностями (желаниями, мотивами и т. п.) ученика. Движущими силами процесса обученш являются также чувства и эмоции (переживание успеха, радости, уверенности в своих силах, желание быть пер­вым и т. д.), волевые усилия и проявления ученика (настойчивость, ответственность, чувство долга и др.).

Структура процесса обучения аналогична структуре целостного педагогического процесса. Компонен­ты процесса обучения: целевой (потребности, цели, мотивы); содержательный; деятельностный (учебно-познавательные действия, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный компоненты); результативный: ресурсный. Если рассматривать учебный процесс как процесс обучения, протекающий в конкретных условиях.

Из народной мудрости

Прыгожая птушка пер'ем, а чалавек— вучэннем (бел.). п Ум и смекалка — что брат с сестрой (рус).

Сколько голов, столько умов (рус).

то его структура выглядит следующим образом: субъекты обучения (учитель, ученик), их деятельность (цели, мотивы, методы, формы, результаты обучения), содержание и средства обучения. Взаимодействие этих компонентов и составляет процесс.

Обучению как составной части целостного педагогического процесса свойственны те же основные функции, что и педагогическому процессу в целом: это собственно обучаю­щая, воспитательная, развивающая функции (см. схему 35).

Функции процесса обучения

Обучающая:

овладение знаниями, уме­ниями, навыками, то есть усвоение понятий, законов, теорий, выводов, выработка умений и навыков по их при­менению в разных видах дея­тельности

Воспитательная:

формирование взглядов, убеж­дений, чувств, социальных, нравственных, эстетических и иных ценностей, культуры поведения и общения, привы­чек поведения и личностных качеств

Развивающая:

развитие мышления, памяти, воображения, внимания, эмо­ций, воли, потребностей, твор­ческих способностей и т. д.

Схема 35