logo search
КСР от Калач Микуле

4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Каждый из охарактеризованных выше методов обучения обладает при умелом их при­менении педагогом стимулирующим воздействием. Вместе с тем имеется группа методов обучения, которая предназначена для решения этой задачи (см. таблицу 8, с. 92). К методам стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности относятся: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении; игра; дис­куссия; методы рефлексии и другие. Методы стимулирования долга и ответственности в учении представлены разъяснением личностной и общественной значимости учебно-познавательной деятельности; предъявлением требований, упражнениями по их выполнению; поощрением успеха и порицанием недостатков в учении; со­ревнованием и другими методами.

Игровые методы — способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение обще­ственного опыта в условных ситуациях и в доступных определенному возрасту формах. В современной школе игровая деятельность используется:

□ как самостоятельный метод (технология) изучения понятия, темы или раздела учебного предмета;

□ как элемент более обширной технологии; п в качестве урока (занятия) или его этапа;

□ как метод (технология) внеклассной воспитательной работы.

В отличие от игр вообще (в литературе насчитывается около 200 разновидностей игр) педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, со­циальные, психологические. По характеру педагогического процесса игры группируют на: 1) обучающие, тре­нировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродук­тивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехни­ческие и другие.

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяют игры по всем школьным предметам. В зависимости от среды, в которой проводится игра, различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средства­ми передвижения. Цели педагогических игр разнообразны (см. схему 41).

Игровые методы реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, сти­мулирующих учащихся к учебной деятельности. Пути применения игровых методов на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учеб­ная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие раз­витию связной речи, словарного запаса, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нрав­ственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой ауди­тории применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама. В школьном обучении деловые игры используются для решения задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучеб­ных и других умений.

Цели педагогических игр

Т

Дидактические

□ расширение кругозора, сти­мулирование познавательной активности;

□ применение знаний и уме­ний в практической деятель­ности;

□ формирование общеучеб­ных, предметных, трудовых умений и навыков

Развивающие

□ развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображе­ния, фантазии, творческих способностей,

□ развитие эмпатии, рефлек­сии, мотивации учебной и дру­гих видов деятельности;

□ формирование умений срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии

Воспитывающие

□ воспитание тех или иных компонентов базовой культу­ры личности, в том числе са­мостоятельности, общитель­ности, коллективизма;

□ формирование коммуника­тивных, организаторских и других умений;

□ приобщение к нормам и цен­ностям общества

Схема 41

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки — разработка игры (цель игры, разработка сценария, описание изучаемой проблемы, план игры, общее описание процедуры, содержание характеристик действующих лиц, подготовка материаль­ного обеспечения); ввод в игру (постановка проблемы, целей, инструктаж, регламент, распределение ролей, формирование групп, консультации).

Из народной мудрости

□ Ума палкою не вобьешь (нем.).

184

Этап проведения — групповая работа над заданием (работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», работа с игротехником); межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов, работа экспертов).

Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, обобщения, рекомендации).

Ролевая игра — социально-психологический тренинг, в процессе которого отрабатывают­ся способы реагирования на разнообразные жизненные ситуации и способы поведения в этих ситуациях. Для проведения таких игр разрабатывается модель ситуации, распределяются роли с «обязательным содержанием». Операционные игры направлены на развитие каких-либо умений (операций), например, умений писать сочинения, вести дискуссии и т. д.

К методам мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности уча­щихся относятся также методы мыследеятельности, методы создания проблемных си­туаций и другие методы проблемного обучения.