logo search
КСР от Калач Микуле

5. Деятельность учащихся в процессе обучения

С позиции ученика обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность является составной частью других видов деятельности человека. Но только в процессе обучения познавательная деятельность становится целенаправленной и специально организованной, то есть приобретает черты учебно-познавательной деятельности, или учения.

Учебная деятельность (учение) — целенаправленная познавательная деятельность учащихся, направлен­ная на усвоение ими системы знаний, способов мышления, приобретение умений и навыков для последующе­го применения их на практике. Вместе с тем в учебной деятельности можно выделить элементы ценностно-ориентационной и практической деятельности. Результатом учебной деятельности являются не только усво­енные знания, умения и навыки, но и новые отношения подрастающего человека к окружающему миру, новые качества личности. Кроме зого, развиваются, перестраиваются психические функции, познавательные процес­сы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), чувства, воля и характер.

Методологическим основанием учебно-познавательной деятельности, как и процесса обучения в целом, выступает материалистическая теория познания. В структуре учебно-познавательной деятельности вы­деляют компоненты, свойственные любой деятельности: потребности, цели, мотивы, действия (операции), средства и условия, а также самоконтроль, рефлексия и самооценка результатов. Общей целью учения явля­ется сбор, переработка и усвоение информации об окружающем мире. Результатами же выступают знания, умения, навыки, система отношений к себе и миру, общее развитие ученика.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотив учения — это то, что внутренне побуждает человека к учебной деятельности, направляя эту деятельность на удовлетворение познавательной или какой-либо другой потребности. Все многообразие мотивов учебной деятельности представлено в педагогической литературе тремя взаимосвязанными группами (см. схему 37, с. 87).

Наиболее ценным мотивом учебной деятельности, также задачей и средством обучения является познава­тельный интерес. Познавательный интерес — избирательная направленность индивида на объекты и явления окружающей действительности (предметы познания), под влиянием которой учебно-познавательная деятель­ность становится увлекательной и продуктивной.

Из народной мудрости

Всяк живи своим умом (рус).

Не кажы, што вучыуся, а кажы, што пазнау (бел.).

Мотивы учебной деятельности

Непосредственно-побужда­ющие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности (положительных или отрицательных):

□ яркость, занимательность, новизна учебного материала;

□ интересное преподавание или привлекательность лич­ности учителя;

□ желание получить похвалу, награду;

□ стремление быть автори­тетным, уважаемым у свер­стников и взрослых;

□ стремление самоутвердиться;

□ боязнь получить отрица­тельную отметку, страх перед учителем, родителями и т. п.

Перспективно-побуждающие мотивы основаны на понима­нии общественной или личност­ной значимости знаний: П связывание необходимости изучения тех или иных учеб­ных предметов с поступлени­ем в вуз, выбором профессии;

□ стремление развить свои способности;

□ ожидание в перспективе признания, награды;

□ развитое чувство долга, от­ветственности и т. п.

Интеллектуально-побужда­ющие мотивы основаны на по­лучении удовольствия от само­го процесса учения: □ любознательность, увле­ченность самим процессом обучения или познавательный интерес к его содержанию; П стремление углубить зна­ния, овладеть определенными умениями и навыками; П стремление усвоить опре­деленные способы приобретения новых знаний, ориентация на самообразование и самосовер­шенствование личности ит. п.

Схема 37

Процесс усвоения учеником системы знаний и формирования соответствующих умений и навыков является и целью, и функцией, и содержанием обучения. Это очень сложный психический процесс, включающий следующие этапы: 1) восприятие учебного материала; 2) осмысление и понимание учебного материала; 3) обобщение учебного материала; 4) за­крепление учебного материала; 5) применение знаний в различных ситуациях, выработка умений и навыков.

Восприятие учебного материала начинается с ощущений. Ощущение есть отражение в со­знании человека отдельных свойств изучаемых явлений и предметов, непосредственно воздей­ствующих на органы чувств. Ощущения, идущие ог отдельных сторон, свойств изучаемых яв­лений и предметов, интегрируются в целостное восприятие.

Восприятие — это отражение в сознании предмета (явления) в целом, в совокупности его свойств. При этом этот предмет или явление непосредственно воздействуют на органы чувств. На основе восприятий формируются представления, сохраняющиеся в сознании человека как образы воспринятых когда-то предметов и явлений. Представление — еди­ничная чувственная форма знания. Вместе с тем цель ученика — познать сущность явлений или предметов, раскрыть их причины и закономерности. Это невозможно без переработки чувственных восприятий и представлений и формирования понятий.

Понятие — это продукт деятельности мышления, форма мышления, выраженная сло­весно. Оно раскрывает в обобщенной форме наиболее существенные, закономерные при­знаки изучаемых явлений и предметов. Формами мышления, помимо понятий, являются сулсдения и умозаключения. Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями (утверждение или отрицание чего-либо).

Умозаключение — такая форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по ана­логии. В первом случае обобщенный вывод делается на основе единичных, частных утверж­дений, знание «движется» от единичного к общему. Во втором случае на основе обобщенно­го утверждения (вывода, закона и т. п.) делаются частные утверждения, знание «движется» от общего к частному. В третьем случае утверждение, вывод делается на основе сходства по какому-либо признаку между объектами. Использование аналогий является основанием для выдвижения догадок или гипотез.

Мыслительная, интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, с помощью и в результате которых перерабатывается информа­ция, закодированная в восприятиях, представлениях, понятиях и формулируются научные понятия, законы, выводы и т. д. В зависимости от уровня обобщения информации и харак­тера используемых средств выделяют разные виды мышления (см. схему 38, с. 88).

По степени новизны и оригинальности выделяют также репродуктивное, воспроизводя­щее (шаблонное) мышление и продуктивное, творческое мышление.

Этапы усвоения знаний реализуются в этапах учебного процесса. Назовем эти этапы.

1. Постановка учителем цели и задач обучения и осознание, принятие их учащимися.

2. Первичное ознакомление и изучение учащимися нового материала. Это этап вос­приятия и формирования представлений учащихся. Осуществляется наглядно-образное

Ученье есть труд и должно остать­ся трудом, но трудом полным мысли, так что­бы самый инте­рес учения зави­сел от серьезной мысли, а не от ка­ких-нибудь не иду­щих к делу прикрас. (К. Д. Ушинский.)

Человек доподлин­но владеет лишь тем, что сам до­бывает собствен­ным трудом. (С. Л. Рубинштейн.)

Для записей

164

и наглядно-действенное мышление. Уже на данном этапе важно вызвать интерес учащихся к материалу, стрем­ление глубже его изучить.

3. Осмысление нового материала. Это этап формирования понятий, мышления в форме суждений и умоза­ключений. Включает все мыслительные операции (сравнение, анализ — синтез и другие).

4. Закрепление и повторение (совершенствование) учебного материала. На данном этапе важно, чтобы уча­щийся не просто запоминал и воспроизводил материал, но и делал собственные выводы. Используются разные способы запоминания и работы с материалом.

5. Применение теоретических знаний, в результате которого учащиеся овладевают практическими умения­ми и навыками. Прочное усвоение материала — не самоцель; важно сформировать умения оперировать учеб­ным материалом, использовать его на практике.

6. Контроль степени усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Это этап установления обратной связи, выполняющий диагностическую функцию.

Виды мышления

Наглядно-образное мыш­ление характеризуется опо­рой на представления и обра­зы. Преобладает, например, в процессе художественной деятельности

Наглядно-действенное (кон­кретно-действенное) мышле­ние основано на непосредствен­ном восприятии предметов в процессе действий с ними. Сопровождает, например, тру­довую деятельность

Словесно-логическое мыш­ление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Типичными мыс­лительными операциями явля­ются: анализ, синтез, сравне­ние, абстракция

Схема 38

7. Коррекция как исправление отклонений в усвоении знаний, умений и навыков в соответствии с результата­ми предыдущего этапа.

8. Обобщение завершает все предыдущие этапы и предполагает систематизацию знаний по конкретному учебному предмету и установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Этапы учебного процесса необязательно следуют в указанном порядке и не всегда все одновременно при­сутствуют на уроке. Их характер и соотношение зависят как от возраста учащихся, так и от уровня развития учебной группы, каждого ученика. На практике эти этапы составляют единый процесс обучения, поэтому вы­деление их условно.

В дидактике определены пять уровней усвоения учебного.материала (см. схему 39).

Рецептивный (низкий) — узнавание, общее представление об объекте изучения

Рецептивно-репродуктивный (удовлетворительный) — запоминание и воспроизведение по памяти изученного материала

Репродуктивно-продуктивный (средний) — запоминание и осознанное воспроизведение изученного материала

Продуктивный (достаточный) — владение учебным материалом в зна­комой и частично-измененной ситуациях, наличие определенного опыта творческой деятельности

Творческий (высокий) — свободное оперирование учебным материалом в знакомой и незнакомой ситуации, творческое применение знаний для решения проблем в нестандартной ситуации

Схема 39

? 6. Виды обучения, их характеристика

Из истории дидактики известны следующие виды обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение. Они различаются характером взаимодействия преподавателя и учащихся, а также уровнем самостоятельности учащихся.

Догматическое обучение основано на бездоказательном сообщении ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века для усвоения религиозных знаний.

Из народной мудрости

Только тот истинно учен, кто хорошо поступает (древнеинд. афоризм).

Обучение — половина учения (япон.).

Учась, размышляй, иначе толку не будет (япон.).

166

Объяснительно-иллюстративное обучение — традиционное обучение, в основе ко­торого лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, согласно которой учение определяется процессом образования в сознании человека различных ассоциаций (связей и отношений) между отдельными фактами и явлениями. Приобретение знаний мыслится как процесс, состоящий из охарактеризованной выше последовательности этапов усвоения знаний. Данный вид обучения реализует в большей степени знаниевую образовательную парадигму. Учитель (книга, средства информации и т. д.) сообщает учащимся готовую ин­формацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т. п. Учитель не только сообщает готовые истины, но и объяс­няет, доказывает, рассуждает. Учение носит репродуктивный характер, так как основ­ная задача ученика — усвоить сообщаемую учителем информацию путем запоминания. Новые умственные и предметные действия усваиваются путем подражания действиям учителя в ходе многочисленных упражнений по образцу. Основное преимущество дан­ного вида обучения заключается в том, что оно экономит время и средства. Несмотря на прогрессивность объяснительно-иллюстративного обучения, по сравнению с догматиче­ским обучением оно имеет немало отрицательных черт. Активно работает только учитель, он регламентирует каждый шаг ученика и навязывает свой темп обучения. У ученика не фор­мируются познавательные интересы, мотивация учения. Цели учебной деятельности не всегда личностно значимы для ученика. Такое обучение мало развивает теоретическое и творческое мышление учащихся, не способствует формированию у них системы знаний и обобщенных умений (возможность совершать действия в измененных условиях), ориентирует ученика на исполнительскую деятельность.

Все названные выше недостатки объяснительно-иллюстративного обучения отсут­ствуют при проблемном обучении. Оно заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной де­ятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. Учитель осуществляет преподавание в следующей последовагельности: предлагает учащимся проблему в виде вопроса, опыта и т. п.; организует размышление учащихся над предложенной проблемой, принятие проблемы и формулирование проблемной задачи учащимися; организует решение учащимися проблемной задачи, их мыследеятельность и овладение способами приобрете­ния знаний; обобщает полученное решение задачи, организует закрепление и применение усвоенных знаний для решения новых задач. Ученик в процессе проблемного обучения осо­знает проблемную ситуацию, принимает и формулирует проблемную задачу, высказывает возможные варианты решения проблемной задачи, ищет верное решение, в результате чего приобретает новые знания и овладевает способами приобретения знаний, обобщает и закрепля­ет новые знания и способы их приобретения, применяет их для решения других задач.

Проблемное обучение активизирует и развивает мышление и другие познавательные процессы учащихся, развивает самостоятельность, ответственность, критичность и само­критичность, инициативность, нестандартность мышления, обеспечивает прочность приоб­ретаемых знаний, способствует превращению знаний в убеждения. Кроме того, оно вызыва­ет у учащихся интеллектуальные чувства, формирует познавательные интересы, дает более прочные знания, так как самостоятельно «открытые» истины не так быстро забываются.

К «недостаткам» проблемного обучения обычно относят значительные временные затра­ты, а также тот факт, что разработка и применение технологии проблемного обучения требует от самого учителя знаний, педагогического мастерства, творчества в подготовке и проведении «проблемного» урока

Программированное обучение — индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программи­рованного учебника, особых обучающих машин, компьютеров и т. д.), обеспечивающее каждо­му обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуаль­ными особенностями.

Для реализации программированного обучения учебный материал разбивается на порции или дозы информации, которые последовательно предъявляются обучаемому для усвоения (возможно, с помощью технических средств обучения). Изучение каждой порции информации завершается самопроверкой усвоения. Если результаты проверки положитель­ные, учащийся переходит к изучению следующей дозы информации.

Особая роль в программированном обучении принадлежит созданию пособий, в которых программируется не только учебный материал, но сам процесс усвоения, а также контроль ре­зультатов усвоения. Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Она выполняет ряд функций преподавателя: служит источником информации, орга­низует учебный процесс, контролирует степень усвоения материала, регулирует темп изучения предмета; дает необходимые разъяснения, предупреждает ошибки и др.

...сущность про­цесса учения пу­тем решения про­блем сводится в каждом случае к созданию такой ситуации, кото­рая вынуждает учащегося само­стоятельно ис­кать решение.

(В. Оконь.)

...истинная про­блема заключает­ся в том, чтобы на всех ступенях образования обу­чение было с хо­рошим управлени­ем... (Н. Ф. Талызина.)

Для записей

167

К положительным моментам программированного обучения относятся: индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие их внимания, наблюдательности. Работа в соот­ветствии с алгоритмом развивает логическое мышление учащихся, приводит знания в систему, упорядо­чивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает воз­можность использовать технические и электронные средства обучения (информационные технологии) и освобожда­ет преподавателю время для творческой работы. Вместе с тем абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на учащихся, не может быть запрограммирован (восприятие художественного текста, поэзии, музыки и т. п.). При программи­рованном обучении отсутствует групповая и коллективная работа, учитель выступает в роли консультанта. Не исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3—5 предложенных (1:3 или 1:5).

В настоящее время, по утверждению польского дидакта В. О коня, обучение представляет собой многосторонний процесс, включающий элементы различных видов обучения. Это позволяет использовать преимущества того или иного вида обучения для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения со­образно возможностям и индивидуально-психологическим особенностям учащихся и самого педагога.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте предмет исследования дидактики как отрасли педагогики. С какими науками она взаимосвязана?

2. Какие задачи решает дидактика?

4. Назовите основные категории и понятия дидактики.

5. Какова структура и функции процесса обучения?

6. Какие закономерности процесса обучения установлены в педагогике?

7. Раскройте содержание основных принципов обучения.

8. Охарактеризуйте преподавание как деятельность учителя в процессе обучения.

9. Опишите процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков как поэтапный психический процесс.

10. Охарактеризуйте этапы учебного процесса.

11. Какие виды обучения известны в истории дидактики? Дайте их краткую сравнительную характеристику.

Дидактика — отрасль педагогической науки, изучающая теоретические основы обучения и его содержание.

Предмет дидактики — закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентам процесса обучения.

Предметные методики (частные дидактики) — педагогические дисциплины, изучающие процессы обучения кон­кретным учебным предметам.

Обучение — специапьно организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в резуль­тате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

П Закономерность обучения — совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между дидактическими явлениями, компонентами процесса обучения, характеризующих их развитие и функцио/трование.

Принципы обучения — наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, орга­низации и осуществлению процесса обучения.

Преподавание—управление учебной деятельностью учащихся, помощь им в усвоении знаний, в овладении способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Учебная деятельность (учение)—целенаправленная познавательная деятельность обучающихся, направленная на усвоение систе­мы знаний овладение способами л tbiimemm и деятельности, опытам -ыогрюнтыю-ценпостных отношений к себе и окружающему миру.

Проблемное обучение — вид обучения, который заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осозна­нии, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе максимально возможной самостоятельной деятельности учащихся под общим руководствам учителя, направляющего их деятельность.

Программированное обучение — индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучаю­щей программе с помощью специальных (программированных) средств обучения, обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями.

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»; уметь давать общую ха­рактеристику методов обучения;

□ знать и уметь осуществлять классификацию методов обучения по разным основаниям;

□ знать и уметь характеризовать методы организации, стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

□ знать и уметь раскрывать сущность педагогического контроля, требования к нему; уметь характеризовать виды, формы, методы контроля и самоконтроля в обучении;

Глоссарий