logo search
КСР от Калач Микуле

1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации

Понятия «индивидуализация» и «дифференциация» обучения разрабатывались в педагогической науке как принципы обучения. Однозначной трактовки терминов «дифференциация», «индивидуализация», «индивиду­альный подход», «дифференцированный подход», «дифференцированное обучение» не существует. По мнению И. Унт, это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения.

Дифференциация по способностям

Происходит на основе учета общего уровня обученности (успеваемости) и разви­тия учащихся, особенностей развития познавательных процессов (мышления, па­мяти и др.). Другие индивидуальные особенности учащихся учитываются в рамках внутренней дифференциации, то есть непосредственно в классе. Дифференциация по способностям требует наличия более или менее объективных методик выявле­ния способностей человека. Данный вид дифференциации отчасти помогает ре­шать проблему одаренных детей, для обучения которых необходимы особые учеб­ные программы. За рубежом распространена дифференциация по коэффициенту умственного развития (IQ). В педагогике советского периода дифференциация по способностям считалась неприемлемой, так как она якобы подчеркивала неравен­ство детей

Дифференциация по неспособностям

Результатом дифференциации по неспособностям является создание классов коррекции, обычно предназначенных для детей, неуспевающих по тем или иным предметам. Некоторые педагоги считают, что создание таких классов не самый лучший путь преодоления неуспеваемости, так как если ученик, от­стающий по отдельным предметам, попадает в класс коррекции, то он должен осваивать все дисциплины на таком же «корректирующем» уровне. Морально-психологический климат, складывающийся вокруг класса коррекции и в самом этом классе, также нельзя считать благоприятным для развития учащихся

Дифференциация по интересам

Предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным пред­метом, областью знания или видом деятельности. Осуществляется как в классах с углубленным изучением предметов, профильных классах, так и во внеурочной работе с учащимися в предметных кружках, клубах, познавательно-творческих или научных объединениях и т. п.

Днффсрс! шпация по проектируемой профессии

Предназначена для учащихся, уже определившихся со своей профессиональной ори­ентацией. Осуществляется, например, в музыкальных, художественных, хореографи­ческих школах или в школах с углубленным изучением предметов. Этот вид диффе­ренциации может реализоваться также в результате профильного обучения в средней общеобразовательной школе различных типов (гимназии, лицеи и т. д.), в ходе группо­вых занятий в школе по подготовке в вуз

Схема 50

Согласно Г. К. Селевко, дифференциация обучения может пониматься как 1) создание разнообразных усло­вий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обу­чение в гомогенных (однородных) группах. В понимании дифференциации (лат. difference — разделение целого на различные части, формы, ступени) можно выделить три основных аспекта: учет индивидуальных особен­ностей учащихся; группирование учеников на основании этих особенностей; вариативность учебного процесса в группах. Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального

Из народной мудрости

Хочешь научиться петь — пой (нем.).

Большому кораблю — большое плавание (рус).

в

развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержания общего образования.

Существуют разные подходы к трактовке соотношения понятий «индивидуализа­ция» и «дифференциация» обучения. Например, И. Унт определила индивидуализацию как учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются. И, следова­тельно, дифференциация обучения понимается ею как один из основных вариантов инди­видуализации обучения. Дидакт М. Н. Скаткин, наоборот, утверждал, что дифференциация является родовым понятием и включает в себя индивидуализацию как понятие видовое.

В трактовке Г. К. Селевко индивидуализация обучения — это, с одной стороны, организа­ция учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливает­ся индивидуальными особенностями учащихся, а с другой — различные учебно-методические, психалого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения.

Отечественные педагоги рассматривают дифференциацию как принцип совершенство­вания (реформирования) системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, содержа­ния и методов образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Как соотносятся понятия «дифференциация обучения» и «личностно ориентированное» обучение? Личностно ориентированное обучение предполагает построение индивидуаль­ных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и ценностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. Диффе­ренциация обучения рассматривается в качестве средства реализации личностно ориенти­рованного обучения, так как она способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности.

В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифферен­циации обучения. В первом случае речь идет о такой организации учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обыч­ного класса. Внутренняя дифференциация в пределах одного класса обусловлена различ­ными способностями учащихся, их различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т. д. Во втором случае соз­даются специальные дифференцированные учебные группы, в которых и осуществляется учет индивидуальных особенностей учащихся. Внешняя дифференциация предусматривает организацию обучения в классах (школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся. При этом преподавание предметов ведется по программам, рассчитанным на один уровень учебных возможностей (интересов) учащихся.

В качестве видов «внешней» дифференциации традиционно выделяют: дифференциацию по способностям (по общим или специальным способностям, по неспособностям), дифферен­циацию по интересам, дифференциацию по проектируемой профессии (см. схему 50, с. 118).

Различают также дифференциацию по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп:

по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозраст­ные группы);

по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, тем­пераменту и др.);

п по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

по типу школ (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, школы-комплексы);

внутришкольную (уровни, профили, отделения, уклоны, потоки и т. п.);

в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенси­рующего обучения и т. д.);

межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

п внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Объединенной формой дифференциации обучения по интересам и по уровню раз­вития является смешанная дифференциация, например, модель сводных групп по парал­лелям классов. Уровневая дифференциация как форма «внутренней» дифференциации дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным пред­метам школьной программы на разных уровнях, но не ниже базового в зависимости от его

...в отличие от животного чело­век именно в ин­дивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. (В. В. Розанов.)

Начинай обучение, исходя из уровня развития уче­ника... Считайся с индивидуально­стью своих учени­ков!

(А. Дистервег.)

Для записей

способностей и индивидуальных особенностей. Профильная дифференциация предполагает обучение разных групп старшеклассников по программам, отличающимся глубиной изложения и объемом учебного материа­ла, номенклатурой изучаемых вопросов, профессионально ориентированным содержанием обучения. Оба вида дифференциации — уровневая и профильная — могут сосуществовать и взаимно дополнять друг друга на всех ступенях школьного образования.