logo search
КСР от Калач Микуле

Тема 1.17

Сущность, закономерности, принципы

процесса воспитания и самовоспитания

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.

М. Монтень

Требования к компетентности по теме_

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значении»; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания, пред­ставленные в истории педагогики;

□ знать и уметь формулировать цели, задачи гуманистического воспитания; знагь и уметь раскрывать содержа­ние закономерностей и принципов гуманистического воспитания;

п знать и уметь характеризовать воспитание как процесс формирования отношений личности к себе и окружаю­щему миру, а также как процесс интериоризации социокультурных ценностей;

□ знать и уметь характеризовать воспитательную работу и деятельность учащихся как основные составляю­щие воспитательного процесса; знать принципы воспитательной работы и организации деятельности учащихся, уметь применять их в процессе анализа реальных педагогических взаимодействий (воспитательных дел);

п понимать и уметь устанавливать взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания;

□ уметь дать общую характеристику основным директивным документам в области воспитания.

Основные вопросы

1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

2. Психологические и аксиологические основы воспитания.

3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности.

4. Воспитывающая деятельность, требования к ее организации.

5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания.

6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направ­лениях и содержании воспитания.

Понятия темы_

Воспитание в широком и узком педагогическом значении, теория воспитания, методика воспитательной ра­боты, воспитательный процесс, закономерности воспитания, принципы воспитания, отношение личности, качество личности, воспитательная работа, воспитывающая деятельность, самовоспитание, концепция вос­питания, программа воспитания.

Рекомендуемая литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборшк нарматыуных дакументау МА РэспублЫ Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9^0.

2. Основы педагогики : учеб. пособие / А. И. Жук, И. И. Казимирская [и др.]. — Минск : Аверсэв, 2003. — С. 130—159.

3. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П. И. Пидкасистого]. — М.: Пе­дагогическое общество России, 2002. — С. 367—440.

4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 5—58; 137—187.

5. Пуйман, С. А. Педагогика. Основные положения курса / С. А. Пуйман. — Минск : ТетраСистемс, 2001. —

С. 154—174.

6. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 282—299; 450—457.

1.Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : Ушверсггэцкае, 2000. — С. 89—ПО; 317—326. 8. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания : учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. — С. 15—31; 38—41; 144—215; 218—230.

^ ? 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса

Понятие «воспитание» многозначно (см. схему 15, с. 37). Воспитание как социальная функция общества, как про­цесс управляемой социализации, происходящий под воздействием макро- и мезосреды, есть воспитание в широком смысле слова. В данной теме рассматривается процесс воспитания, происходящий на межличностном и личност­ном уровнях, то есть воспитание как целенаправленное специально организованное педагогическое взаимодействие (общение) личностей.

Теория воспитания как отрасль педагогики изучает научные основы процесса воспитания. Она раскрывает сущность, структуру, закономерности, движущие силы, содержание процесса воспитания, анализирует концеп­ции воспитания и воспитательные системы. Методика воспитательной работы — раздел теории воспитания, изучающий особенности, методы, формы, средства, технологии организации воспитательного процесса в раз­личных учебно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях.

Немецкий педагог И. Ф. Гербарт (1778—1841) один из первых попытался построить научную теорию вос­питания. Содержание воспитания, по его убеждению, составляют воспитывающее обучение (воспитание ин­тересов), нравственное воспитание (формирование воли и характера будущего члена общества), управление (приучение к порядку). И. Ф. Гербарт создал «педагогику управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий. Такой взгляд на воспитание характерен для социетарной и педоцентрист-кой парадигм, в рамках которых цель развития личности состоит в ее социализации с позиций максимальной общественной полезности в соответствии с внешне заданными нормами. Данный подход к воспитанию игнори­рует фактор саморазвития личности.

Развитие гуманистических идей в философии, психологии, педагогике (Ж. Ж. Руссо, К Я Вентцель, Л. Н. Тол­стой, К. Д. Ушинский, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчак, А. С. Макаренко, В. А. Сухамлинский и другие) способ­ствовало появлению новых взглядов на воспитание, в центре которых находится ребенок как субъект воспитания. Эти взгляды нашли отражение в детоцентристской, антропологической, культурологической парадигмах. В их кон­тексте воспитание — целенаправленный процесс культуроемкого развития человека, базирующийся на способности человека к саморазвитию.

Гуманистическая направленность во­спитания

Социальная адек­ватность воспита­ния, связь воспита­ния с жизнью и прак­тикой

Опора на положи­тельное в человеке, на сильные сторо­ны его личности

I

Целостность и непро­тиворечивость вос­питательных влия­ний, согласованность требований школы, семьи и обществен­ности

Принципы воспитания

Учет индивидуаль­но-психологических и личностных осо­бенностей ребенка

Сочетание педагоги­ческого управления с развитием инициа­тивы и самостоя­тельности воспи­танников

Принцип воспитания в группе (коллективе)

Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разум­ной требовательно­стью к нему

Схема 53

Процесс воспитания, реализуемый в конкретном образовательном учреждении, обозначается в теории воспита­ния термином «воспитательный процесс». Так как воспитательный процесс является составной частью педагогиче­ского процесса, то ему свойственны все атрибуты последнего (см. схемы 24—25, с. 64; схему 26, с. 66). В соответствии с этим, воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фак­тором которой является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанников. Движугцей силой воспитательного процесса выступает противоречие между разнообразными (нередко разнонаправленны­ми) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится ис­точником развития в том случае, если педагог выдвигает такие цели и задачи воспитания (требования), которые соответствуют возможностям (уровню воспитанности) ученика, а также его потребностям, интересам, мотивам,

Из народной мудрости

Милосердие начинается у себя дома (англ.).

Другого обманешь на день, себя — на всю жизнь (фин.).

ценностным ориентациям и т. п. Структура воспитательного процесса, его основные функ­ции аналогичны структуре и функциям педагогического процесса. Основными закономерностями процесса воспитания являются:

□ зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества;

□ ориентация воспитания на развитие личности путем присвоения ею социального опы­та, культуры и духовных ценностей;

□ воспитание личности происходит в деятельности и общении;

□ эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание;

□ зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой на­правленности процесса воспитания;

□ зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержа­ния, методов, средств, форм, условий;

□ процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

С учетом принципов целостного педагогического процесса (см. табл. 4—5, с. 67—69) сфор­мулируем принципы воспитания (см. схему 53, с. 126).