logo search
КСР от Калач Микуле

Тема 1.16

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся

...школа не считается, да и не может считаться с индивидуальной психологией каждого ребенка. <...> Такое положение будет до тех пор, пока школа не захочет облегчить сама себя, произведя дифференциацию в среде своих питомцев.

В. П. Кащенко

Требования к компетентности по теме_

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «дифференциация», «индивидуализация обучения», «дифферен­цированное обучение»; знать и уметь раскрывать характерные черты внутренней и внешней дифференциации, понимать основания для выделения видов дифференциации;

□ знать и уметь характеризовать формы, методы и средства дифференцированного обучения учащихся на раз­ных ступенях общеобразовательной школы;

П знать сущность и структуру одаренности, понимать особенности познавательного, психического и социаль­ного развития одаренных детей и трудности, возникающие в процессе их образования; знать и уметь обосновать пути развития способностей, одаренности учащихся в общеобразовательной школе;

П знать и уметь охарактеризовать неуспеваемость учащихся как комплексную проблему; уметь раскрывать пути оказания оперативной и долговременной помощи отстающим учащимся.

Основные вопросы

1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации.

2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика.

3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей.

4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения.

ЕЁЁ) Понятия темы_

Дифференциация обучения, индивидуализация обучения, внутренняя дифференциация, внеш/огя дифференциа­ция, дифференцированное обучение, способность, одаренность, талант, неуспеваемость.

££%!р Рекомендуемая литература_

1. Гэнеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. — М. : Изд. центр «Академия», 1999. —С. 212—223.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева [и др.]; под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — С. 110—122.

3. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. — М. : Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2006. — С. 236—274.

4. Покровская, С. Е. Дифференцированное обучение учащихся в средних общеобразовательных школах / С. Е. По­кровская. — Минск: Бел. навука, 2002. — 123 с.

5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. —256 с.

6. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. — М.: Просвещение, 1990. — 123 с.

т