logo search
КСР от Калач Микуле

4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся

Основными направлениями работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укре­плению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспита­тельная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (см. схему 68, с. 160).

Одним из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреп­лению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и созна­тельно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспита­ния. К ним относятся гимнастика, игры, туризм, спорт.

Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, про­изводственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестрое­ния, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, ска­калками, флажками), лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, эле­ментарные акробатические упражнения).

В игре развиваются физические силы ребенка, а также сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности,

игры вызывают коллективные переживания, радость совместных усилий, содействуют укреплению друж­бы. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спор­тивные.

Коррекционная работа: работа специалистов, медсестры, психолога, со­циальных педагогов, логопедов, консультации для педагогов, родителей, школьников и т. д.

Профилактическая работа: оптимальный режим обучения и воспита­ния, использование медицинских средств профилактики (профилакти­ка болезней), профилактика вредных привычек (алкоголизма, наркома­нии, токсикомании), витаминотерапия, зарядка для глаз, двигательная гимнастика, фитотерапия и т. д._

Диагностическая работа: мероприятия по выявлению уровня здоровья учащихся; медосмотры, обследования и т. д., мониторинг функциональ­ных резервов здоровья учащихся; основных факторов образа жизни, вли­яющих на их здоровье; физической подготовленности школьников; вы­явление разных отклонений_ _

Учебно-воспитательная работа: введение в учебный план новых пред­метов, факультативных и групповых занятий; система классных ча­сов, направленных на оздоровление; использование и пропаганда здо-ровьесберегающих технологий; уроки физической культуры

Схема 68

Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваи­вают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, со­ревнованиях, слетах. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдель­ных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победи­телей проводятся соревнования.

В совокупности средств формирования здорового образа жизни школьников особая роль принадлежит есте­ственным силам природы (солнце, воздух, вода), а также гигиеническим факторам. В едином комплексе с физи­ческими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и действенным фактором специально организованных процедур солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Воспитание валеологической культуры предполагает гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Школьникам в свою очередь необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Нормативной основой жизни и деятельности учащихся является режим дня, который приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выпол­няемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.

Режим дня дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкрет­ных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Общими для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по ин­тересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Очевидно, что формирование здорового образа жизни, валеологической культуры учащихся не может осу­ществляться без активной поддержки и помощи родителей.

Из народной мудрости

Лес па сякеры не плача (бел.).

Никогда так не думаешь о друзьях, как глядя на снег, луну или цветы (япон.).

Живи сообразно с природой (античный афоризм).

Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физиче­ской культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также фор­мы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здо­ровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и на­выков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьес-бережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.

В инновационной педагогической практике реализуются модели школ здоровья. Их цель — защита здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни. Осуществление этой цели реализуется, например, на так на­зываемых уроках с повышенной воспитатель!чой направленностью. Для таких уроков характерно: 1) применение методов лечебной педагогики: разъяснения, убеждения, психической саморегуляции, изотерапии, ландшафто-терапии, игровой терапии (подвижных игр на свежем воздухе, дидактических игр); 2) создание системы «пси­хологических» пауз лечебно-профилактического характера в форме точечного массажа, упражнений по разви­тию мелкой моторики рук, упражнений по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы; 3) создание ситуаций успеха; 4) использование нестандартных методов обучения с применением комплекса зрительных, слуховых и двигательных приемов; 5) организация ситуаций сообщения детям валеологических знаний.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Докажите, что экологическое образование и воспитание — одно из приоритетных направлений воспитательной рабо­ты с детьми и учащейся молодежью. Каковы цель и задачи экологического воспитания в общеобразовательной школе?

2. Раскройте сущность понятия «экологическая культура личности». Охарактеризуйте ее структурные компоненты.

3. Назовите формы (технологии) формирования экологической культуры учащихся, которые применяются в педагоги­ческой практике.

4. Раскройте особенности экологического воспитания учащихся разного возраста.

5. Определите понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура». Какие пути и условия фор­мирования здорового образа жизни выявлены в педагогике?

6. Охарактеризуйте основные направления и средства работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Глоссарий

Экологическая культура личности — компонент культуры личности, уровень сформированности системы научных знаний о взаимодействии человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации, норм и правил; нрав­ственного и эстетического отношения к природе; умений и навыков по изучению природы и ее охране.

П Культура безопасной жизнедеятельности — степень усвоения учащимися правил безопасного поведения в обще­стве, уровень сформироваиности умений выполнять нормы и правила поведения в социальной и природной среде, неприя­тия поведения, характеризующегося несоблюдением правил безопасности.

Здоровье детей — состояние их организма, характеризуюгцееся уравновешенностью с окружающей средой и от­сутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровый образ жизни — такой способ жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человекам профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и опре­деляет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Валеологическая культура личности—компонент культуры личности, уровень сформироваиности здорового образа жизни, выражающткя в ценностном отношении к своему здоровью и здоровью окружающих, в знании средств поддержания и совершен-ствовалия физической формы, потребности в разумной физической активности как основы умственного, нравственного, эстетиче­ского развития, в сформироваиности уметш и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.