logo search
КСР от Калач Микуле

3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка

В свете представленной выше Конвенции, права ребенка рассматриваются как его свобо­да и возможности в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, что находит отражение в законодатель­ных, административных и других нормативных актах государственных органов власти.

Учитель — это стекло, через которое ребе­нок смотрит на жизнь.

(Ш. А. Амонашвили.)

Секрет обучения заключается в ува­жении к ученику. (Р. Эмерсон.)

Детство как вре­менной отрезок в жизни человека раздвигает свои разделы по мере того, как обще­ство переходит на более высокие ступени свое­го развития, по мере того, как увеличивается продолжитель­ность человече­ской жизни. (П. П. Блонский.)

Для записей

В 1990 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о правах ребенка. Осенью 1993 года был при­нят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11 декабря 1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе учебно-воспитательного процесса. В 1995—1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе.

С принятием этого Закона изначально была связана разработка Национального плана действий Респуб­лики Беларусь по защите прав детей на 1995—2000 гг. В 1999 году был создан Национальный план разви­тия образования в области прав человека на 1999—2004 гг. Этим планом предусматривалось создание в Ре­спублике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы, подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений.

Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Респуб­лики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоро­вье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Закон включает 5 разделов (см. схему 11).

Закон «О правах ребенка» имеет базовый характер в области прав детей, его принятие вызвало необходи­мость пересмотра содержания действующих на то время законов и принятия новых, где отражались бы раз­личные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Бе­ларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме помимо Закона «О правах ребенка», относятся:

□ Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант — 2002 г., редакция — 2006 г.);

□ Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991 г., редакция — 2002 г.);

□ Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция — 2002 г.);

□ Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редак­ция— 1997 г.);

□ Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.);

□ Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О правах ребенка"» (2000 г.);

□ Закон «О профессионально-техническом образовании» (2003 г.);

□ Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (2004 г.);

□ Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.);

□ Закон «Об общем среднем образовании» (2006 г.), раскрывающий права, обязанности и ответственность как учащихся школы (ст. 44), так и их законных представителей (ст. 47), а также педагогических работников (ст. 46).