logo search
КСР от Калач Микуле

5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены — слова, действия, поступки, кото­рые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Например, вызывают конфликт:

□ незаслуженные или унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»);

□ негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы такие...»);

□ настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести;

п указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить кото­рые собеседник не в состоянии («А твой огец — алкоголик!»);

□ решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем — для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»);

п неуместная ирония, сарказм;

□ ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпу­стить пар».

Конфликтогены — это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к кон­фликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собесед­ника. Определены (И. С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см. схему 89, с. 192).

Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении пра­вил бесконфликтного общения:

□ не употреблять конфликтогенов;

□ не отвечать конфликтогеном на конфликтоген;

□ делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (го­товность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии).

Типы конфликтогенов

Конфликтогены превосход­ства:

Конфликтогены агрессив­ности:

Конфликтогены эгоизма:

□ эгоцентризм;

П отсутствие эмпатии;

□ корысть и т. п.

□ проявления возрастного, ста­тусного, позиционного превос­ходства учителя (угроза, заме­чания, критика, насмешка, сар­казм, прямые обвинения и т. п.);

□ снисходительное отношение к ученику, проявление высоко-

П привычка к проявлению ситуативной агрессивности (плохое самочувствие, непри­ятности, ответная реакция на конфликтоген)

О непреодоленная природная агрессивность;

мерия, напоминание об оказан­ном благодеянии;

□ навязывание своего мнения, позиции;

□ намеренные или непредна­меренные нарушения этики, обман и т. п.

Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М. М. Рыбакова и др.). Так, у под­ростков это потребность в самовыражении и самоутверждении, «чувство взрослости», усиление половой иденти­фикации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объ­ясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преоб­ладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факгы негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, раз­ные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т. п.). Далее идут конфликты, обусловленные непра­вильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики.

Конфликтогены юношеского возраста — это переживание своего «Я» как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей, потребность в самопознании; рост социапьной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориенти­ров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви и другие.

Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассни­ками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т. п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; пуб­личные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотреб­ление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т. п.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие.

2. Раскройте структуру и функции педагогического общения.

3. Назовите и охарактеризуйте закономерности педагогического общения.

4. Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профес­сионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру?

5. Дайте характеристику' возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства.

6. Докажите, что высокая конфликтность педагогического общения является его объективной особенностью. Определи­те понятие «педагогический конфликт».

7. Назовите этапы развития педагогического конфликта. Охарактеризуйте возможные стили поведения в нем.

8. Какие типы конфликтогенов встречаются в педагогическом общении? Раскройте их возрастную специфику.

Общение одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материаль­ных вещей и культурных ценностей.

П Коммуникация обмен информацией посредством языка или других знаковых средств.

Схема 89

Глоссарий

Из народной мудрости

Худой мир лучше доброй ссоры (рус).

Педагогическое общение целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодей­ствия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умения­ми и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Культура педагогического общения совокупность знаний, коммуникативных способностей и умений, а также лич­ностных качеств, позволяющих педагогу осуществлять педагогическое общение на высоком профессиональном уровне.

П Педагогический такт соблюдение педагогом принципа меры, избежание крайностей в общении с детьми в разных сферах деятельности, сочетание уважения и требовательности к воспитанникам, умение выбрать правильный подход к ним.

Стиль педагогического общения индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаи­модействия педагога и воспитанников.

Стиль педагогического руководства — характерная манера и способы взаимодействия педагога с отдельной лич­ностью или группой воспитанников.

Конфликт — ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного чело-века (внутриличностный конфликт).

Педагогический конфликт — взаимодействие учителя с ученикам или группой учащихся на основе противополож­ных норм, ценностей, интересов.

Конфликтогены — слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.