logo search
КСР от Калач Микуле

4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности

В педагогической теории и практике индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. В педагогическом процессе эта про­блема решается через организацию личностно ориентированного образования школьников.

Личностно ориентированное образование подразумевает максимальный учет возрастных и индивидуаль­ных способностей и потребностей человека и предоставление ему свободы выбора уровня, содержания, сроков и форм обучения. При этом должно быть обеспечено равенство стартовых возможностей для продолжения об­разования и созданы условия для гармоничного, духовного, физического и интеллектуального развития лич­ности, что предполагает диверсификацию (разнообразие) целей, содержания и программ учебной деятельности учащихся путем внедрения в учебный процесс вариативных учебных планов и разноуровневых программ.

Вариативность образовательной среды при этом обеспечивается многообразием информации, различными видами деятельности и программами их выполнения, большим набором выполняемых учащимися функций и ро­лей, многообразием применяемых технологий, а также разработкой и реализацией каждым учеником собственной «Я-концепции» творческого саморазвития. При этом под «Я-концепцией» творческого саморазвития понимается стратегия саморазвития субъекта, системообразующими компонентами которой выступают интегративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая са­мореализация личности (В. И. Андреев). Помощь учителя при этом может заключаться в следующем:

п углубление представлений учащихся об особенностях их мышления, потребностях, мотивах, способностях;

п содействие учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и стремлений;

□ побуждение учащихся заниматься самообразованием, саморазвитием;

□ помощь в построении каждым учеником собственной карты «Я-концепции» творческого саморазвития (примерное содержание карты представлено в таблице 28).

Таблица 28

Вопросы для размышления

«Я-концепция»

«Я

в прошлом»

«я

сегодня»

«Я

в будущем»

Степень и характер саморазвития

1. Мои приоритетные цели.

2. Мои типичные проблемы и трудности.

3. Способы преодоления трудностей, которые я исполь­зовал.

4. Способы преодоления трудностей, которым я хотел бы научиться.

5. Мои успехи и творческие достижения.

6. Уровень моих творческих способностей.

7. Мои планы на будущее в области саморазвития.

8. Программа моих ближайших действий в области са­мообразования.

9. Программа моих перспективных действий в области самообразования

С целью реализации намеченной программы учащиеся могут получать общее среднее образование, изу­чая интересующие их предметы на базовом (общеобразовательный минимум), повышенном (базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания) или углубленном (повышенный уровень изучения учебного предмета с усложнением его содержания и увеличением объема) уровнях. Стар­шеклассники могут обучаться в общеобразовательной школе, получая интересующие их знания через систему факультативных занятий, а также в профильных классах в условиях гимназий и лицеев.

Таким образом, личностно ориентированное образование содействует более эффективному целостно­му развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности». Какова структура ИСПД?

2. Дайте определение индивидуальному стилю учебной деятельности.

3. Охарактеризуйте возможные стили педагогической и учебной деятельности.

4. Раскройте понятия «индивидуальное портфолио учителя», «индивидуальная образовательная траектория», «"Я-концеп­ция" творческого саморазвития».

5. Какие функции выполняют стили деятельности педагога и учащихся?

6. Назовите нормативные требования к полистилистическому пространству, обеспечивающему эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности учителя и учеников.

7. Обоснуйте возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсифи­кации целей, содержания и программ учебной деятельности.

Глоссарий

Индивидуальный стиль педагогической деятельности — единство объективных требований к деятельности пе­дагога и его индивидуальных свойств различных уровней; важная предпосылка становления педагогического мастерства учителя и удовлетворенности его профессией.

Индивидуальный стиль учебной деятельности — индивидуально освоенные ученикам способы выполнения учебной деятельности, содействующие максимальному саморазвитию и самореализации его личности.

Индивидуальное портфолиоучителя — одно из средств профессионального саморазвития педагога, представляю­щее собой систематизацию опыта и знаний, накашиваемых учителем путем сбора профессионально значимой инфор­мации и материалов, отражающих результаты его деятельности.

Индивидуальная образовательная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

«Я-концепция» творческого саморазвития стратегия саморазвития субъекта, системообразующими компо­нентами которой выступают интегративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности.