logo search
КСР от Калач Микуле

Тема 1.27

Направленность развития инновационной деятельности в образовании

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.

В. А. Сластенин

Требования к компетентности по теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятий «нововведение», «идеальная педагогическая инновация», «инно­вационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор»;

□ знать и уметь характеризовать формы инновирования в образовании, этапы инновационной педагогической деятельности;

□ понимать и уметь характеризовать виды педагогических инноваций, раскрывать прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования;

П знать и уметь обосновывать основные компоненты акмеограммы педагога-инноватора.

Основные вопросы

1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования.

2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип.

3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования.

4. Акмеограмма педагога-инноватора.

I^Ejg) Понятия темы

Нововведение, идеальная педагогическая инновация, формы инновирования образования, инноваг^ионный про­цесс, инновационная деятельность, педагог-инноватор.

Рекомендуемая литература

1. Запрудский, Н. И. Управление инновациями в общеобразовательной школе / Н. И. Запрудский // Эффективный школьный менеджмент : пособие для директоров школ / под ред. О. И. Тавгеня, Н. И. Запрудского, Н. Н. Кошель. — Минск : Тонпик, 2006. — С. 273—311.

2. Еленский, Н. Г. Инновационная и экспериментальная деятельность / Н. Г. Еленский // Адукацыя i выхаванне. — 2007. —№6. —С. 31—34.

3. Тавгень, О. И. Инновационная политика и инновационная практика в образовании / О. И. Тавгень, А. И. Доб-риневская // К1раванне у адукацьп. — 2005. —№ 3. —С. 8—16.

4. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 256 с.

5. Цыркун, И. И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И. И. Цыркун. — Минск : Тэхналопя, 2000. — 326 с.

|4=7| 1. Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы [Щ? инновирования образования

На современном этапе право и возможность каждого преподавателя, учителя-предметника творить, искать, обновлять содержание и методику обучения, вести научно-теоретические и опытно-экспериментальные иссле­дования закреплены в официальных документах, касающихся системы образования, одним из которых является Концепция инновационной политики Республики Беларусь. Исходя из этого, особое внимание в рамках обозна­ченной проблемы следует уделить рассмотрению сущности и структуры как непосредственно педагогической инновации, так и инновационной деятельности учителя.

Проблемами инноваций занимается в настоящее время отдельная область науки — инноватика. Основным поня­тием инноватики является нововведение, которое рассматривается как комплексный процесс создания, распростране­ния и использования нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения уже извест­ной потребности людей. Одновременно это есть процесс сопряженных с введением данного новшества изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл (Н. И. Лапин).

В настоящее время в науке существуют различные подходы к определению понятия «нововведение». Данный термин трактуется как новая идея, воплощенная в материальное средство в процессе человеческой деятельности (А. Г. Кругликов); как новый способ по решению проблем, конкретная организация деятель­ности (В. С. Дудченко); как новшество, изменение в технике и технологии, приводящее к прогрессивному изменению в характеристике жизнедеятельности (Ю. Л. Неймер).

Установлено, что наиболее целесообразным является подход к нововведению как изменению, касающемуся способа деятельности и среды нововведения. При этом среда нововведения представляет собой учреждение, ор­ганизацию, к которой относится изучаемое нововведение с учетом различных параметров: потребности в ново­введении, наличия ресурсов, интересов и мотивов, ценностей и традиций, квалификации и трудовых навыков.

373

Основными характеристиками нововведения являются (по И. И. Цыркуну):

□ относительные преимущества (степень превосходства);

□ совместимость (степень соответствия той или иной системе ценностей);

□ сложность (степень простоты и легкости для понимания, использования или приспособления к нему);

□ простота апробации (апробация в ограниченных масштабах);

□ коммуникативность (возможность его распространения).

Инновацию следует рассматривать как целенаправленное изменение, внесение чего-то нового, повышение эффективности. Инновации в образовании — это основа развития системы образования, учебного заведения, каждого участника педагогического взаимодействия. Наиболее адекватной моделью нововведения в образова­нии является проблемно-ориентированный процесс, в структуре которого выделяются следующие компоненты (сферы): научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Наличие этих компонентов обеспечивает целостность нововведения.

Таким образом, идеальная педагогическая инновация представляет собой целостный проблемно-ориенти­рованный процесс сопряженных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих (педа­гогических предписаний) и среды нововведения (средств и условий образования), что приводит к повышению качества и эффективности образования. Элементами модели идеальной педагогической инновации выступают: известное знание, опыт, проблемная ситуация, научная проблема, альтернативные и рабочие гипотезы, само от­крытие и его реализация посредством проекта, конструкции, апробации и рефлексии.

Реальные формы инновирования образования (см. схему 94) предполагают преобразование педагогической действительности.

Педаготческое ис­следование

Формы инновирования образования

Организационное освоение результа­тов педагогических исследований через практику

Внедрение резуль­татов исследований в практику образо­вания

Обобщение педаго­гом собственного опыта работы

Распространение 11 регрессивного пе­дагогического опыта

Схема 94