logo search
КСР от Калач Микуле

2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__

Выделяют следующие стили педагогического менеждмента.

Авторитарный (или диктаторский). Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный контроль за выполнением приня­тых решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Для такого руководителя характерен авторитаризм (стратегия самоутверждения личности, отражающая стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в груп­пе, занять максимально высокую ступень в структуре власти). Авторитет руководителя в данном случае имеет формальный характер, то есть определяется властью — пол­номочиями и правами, которые дает руководителю занимаемый им пост. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, военные действия и т. д.).

Либерально-анархический (или попустительский) — все сотрудники могут высказывать свое мнение, но руководитель согласования позиций достичь не стремится; решения могут не осуществляться, так как отсутствует контроль за их выполнением. Все пущено на «само­тек», вследствие чего результаты работы низкие, отсутствует сотрудничество, психологи­ческий климат в коллективе неблагоприятный. Как следствие, люди недовольны работой и руководителем, который явно не пользуется авторитетом; в коллективе явные и скрытые конфликты, разделение на микрогруппы.

Непоследовательный (алогичный) — переход руководителя от одного стиля управления к другому (то авторитарный, то демократический, то попустительский и т. д.). Это также создает в коллективе конфликты и проблемы, обусловливает низкие результаты работы.

Ситуативный. Учитывается уровень психологического развития подчиненных и кол­лектива. Эффективность руководства в данном случае обусловлена степенью контроля ру­ководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от следующих пара­метров: степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными; четкость по­ставленной цели, пути и способы ее решения; величина власти руководителя.

В зависимости от характера ситуаций выделяется пять типов поведения руководителя:

□ доминирование — утверждение своей позиции любой ценой;

□ уступчивость — подчинение, сглаживание конфликтов;

□ компромисс — «позиционный торг» («Ты мне уступишь — я тебе»);

□ сотрудничество — разумное решение профессиональных ситуаций с учетом обосно­ванных интересов обеих сторон;

□ игнорирование — избегание проблемной ситуации, конфликта («как будто ничего не произошло»).

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нуж­но знать его во всех отношениях. (К. Д Ушинский.)

Видеть легко, труд­но предвидеть. (Б. Франклин.)

Для записей

366

Демократический (или коллективный) — управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руково­дителем, и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности. Авторитет руководителя в этом случае имеет моральный (определяемый нравственными качествами) и функциональный (определяемый компетентностью, деловыми качествами, отношением к работе) характер. Этот стиль наиболее эффективен по сравнению с други­ми, так как он обеспечивает правильность принятия решений и удовлетворенность людей своей работой.

Эффективный менеджер, как правило, использует демократический стиль управления, проявляя при этом соответствующие качества (см. схему 92, с. 200).

Ш) 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения

Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или пред­сказать поведение в будущем. Согласно современному определению, педагогическая диагностика — подраз­дел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нор­мальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса (Педагогический словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. — Минск, 2006).

По мнению М. И. Шиловой, основными объектами изучения в школе могут быть: школьник, классный кол­лектив, педагогический коллектив, педагог-воспитатель, семья, педагогический процесс в целом. Педагогиче­ская диагностика выполняет следующие основные функции:

□ определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретном классе, группе классов или в целом в школе;

□ установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, опре­деление наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности школьника;

□ внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса;

□ подтверждение положительных результатов деятельности;

□ прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденций обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива);

□ планирование последующих этапов работы.

Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование, цветограмма, шкалирование, недописанный тезис и другие.

Особое значение для диагностики имеет метод тестирования, так как он является одним из основных спо­собов организации и построения мониторинга в образовании. В настоящее время в ходе диагностики активно применяются тесты дидактические, тесты психологические, тесты достижений, тесты обучаемости, тесты спо­собностей. Например, с помощью тестов достижений и дидактических тестов осуществляются следующие на­правления диагностической деятельности:

□ Диагностика успеваемости учащихся школы за учебный период (четверть, полугодие и т. д.).

□ Диагностика качества знаний учащихся школы по предметам за учебный период.

□ Диагностика результатов деятельности педагогов школы, п Диагностика успеваемости класса.

□ Диагностика динамики успеваемости ученика.

Задача каждого современного педагога — овладеть основами тестологии. Тестология — теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных измерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Учителю-предметнику для эф­фективного контроля деятельности учащихся необходима целая серия тестов достижений.

В связи с этим учителям важно уметь самим разрабатывать дидактические тесты. В соответствии с методи­кой составления тестов необходимо:

1) изучить программу по предмету, структурировать материал, составить графы учебных элементов (УЭ);

2) определить объекты контроля, контролируемые учебные элементы (УЭ) — правила, понятия, формулы, алгоритмы, межпредметные связи;

Из народной мудрости

п Ум хорошо, а два лучше (рус).

Ученого учить — только портить (рус).

п Чужая душа — потемки (рус).

368

3) определить, для какого вида контроля (текущего, тематического и т. д.) предназнача­ется тест;

4) установить предназначение теста по уровню усвоения, относительно пригодности теста определенному уровню, установить его валидность и доступность;

5) подготовить систематизированную серию вопросов и заданий; на их основе сформу­лировать серию тестов в количестве 10—12 и более в зависимости от объема контролируе­мого материла;

6) проверить, соответствуют ли подготовленные вопросы и задания требованиям к те­стам (валидности, надежности, определенности, простоты, возможности формализовать от­веты учащихся);

7) разработать формы и способы выполнения заданий, ответов на вопросы: устные, письменные, практические, выборочные, конструируемые;

8) подготовить эталоны —точные ответы на вопросы, образцы выполнения за-даний по каждой операции;

9) определить методик}' количественного и качественного анализа материалов тестиро­вания, их обобщения, использования в учебном процессе для целей коррекции;

10) проверить качество подготовленных тестов на небольшой выборке учащихся, по необхо­димости внести коррективы;

11) подготовить разновариантные билеты с вопросами и соответствующие эталоны к ним; продумать использование технических, электронных и других контролирующих средств.

Тесты используются также при диагностировании профессиональной деятельности пе­дагогов. В этом случае применяют тесты нормативные (позволяющие сравнивать резуль­таты работы различных групп специалистов и проводить аналогию внутри одной группы) и тесты критериально-ориентированные (определяющие уровень владения специалистом знаниями и умениями, необходимыми для решения профессиональных задач).