3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
Существуют разные классификации педагогических инноваций. По направлению деятельности инновации в системе образования делятся на педагогические (дидактические,
Лишь тот, кто, храня тепло древности, открывает новое, способен быть учителем.
(Конфуций.)
Знание того, какими вещи должны быть, харак теризует челове ка умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального.
(Д. Дидро.)
Устремите ум на радость творчества.
(Н. К. Рерих.)
Для записей
воспитательные) и организационно-управленческие (И. И. Запрудский). По характеру операций и видам деятельности дидактические инновации делятся на личностные, эмпирические, модернистские, технологические, концептуальные (см. схему 95).
По характеру операций и видам деятельности дидактические инновации
(по И. И. Цыркуну)
Личностные нововведения обусловлены особенностями межличностного взаимодействия учителя и учащихся
Модернистские нововведения связаны с использованием в обучении новых технических средств и преобразованием помещений, в которых проводятся занятия
Технологические нововведения осуществляются на основе научных знаний, научного подхода к построению эффективного обучения
Технологические нововведения осуществляются на основе научных знаний, научного подхода к построению эффективного обучения
Эмпирические нововведения характеризуются систематизацией учителем удачных проб и своевременным устранением ошибок
Схема 94
Образовательные (дидактические, воспитательные) инновации в системе общего среднего образования Республики Беларусь
В содержании образования и воспитания:
□ включение в содержание образования ключевых компетенций;
□ новые учебные программы;
□ новые учебники и пособия;
П новая концепция непрерывного воспитания;
□ идеология государства как компонент содержания образования и воспитания
В средствах обучения и воспитания:
□ применение мультимедийных средств, технологических карт;
□ тестирование;
П внедрение рейтинговой системы оценивания, применение 10-балльной оценочной шкалы;
П создание и вариативная программа деятельности школьных общественных организаций
В технологиях образовательного процесса:
□ предметно-орие1 ггированные и личностно ориентированные технологии;
□ информационные технологии;
□ технология «портфолио»;
П эвристические и активные методы обучения;
□ шестой школьный день как время дополнительного образования и внеклассной деятельности;
□ централизованное тестирование
Схема 96
По объему дидактические нововведения классифицируются на мотивационные, целевые, содержательные, процессуальные и целостные. К нововведениям, затрагивающим более мелкие единицы процесса обучения, относятся содержание тем, разделов, обобщение и контроль знаний и т. д.
Таблица 31
Инновации-модернизации
(репродуктивная ориентация образовательного процесса)
И нновации-трансформации
(проблемная ориентация образовательного процесса)
Инновации этого типа видоизменяют учебный процесс, направлены на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению направлен на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, на высокоэффективное репродуктивное обучение. Технологический подход модернизирует традиционное обучение на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения как организации достижения учащимися четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как «технологический», конвейерный процесс с четко фиксированными детально описанными ожидаемыми результатами
Инновации-трансформации преобразуют учебный процесс, направлены на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поис-ковый подход к обучению предполагает формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности и педагога и учащегося является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов
Из народной мудрости
п Копью розуму, стопый i работы (бел.).
□ 3 вялтага грому — малы дождж (бел.).
□ Семь раз отмерь — один раз отрежь (рус).
При другом подходе (М. В. Кларин) дидактические инновации делятся на два основных типа: соответствующие репродуктивной (инновации-модернизации) и проблемной (инновации-трансформации) ориентации образовательного процесса (см. таблицу 31, с. 208).
Примеры инноваций, отражающих прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ общего среднего образования на современном этапе, приведены в схеме 96, с. 208; в схеме 97.
Образовательные (дидактические, воспитательные) инновации в системе общего среднего образования Республики Беларусь
В структуре управления:
□ укрупнение сельских школ;
□ создание учебных заведений нового типа; П финансовая самостоятельность школ;
□ попечительские советы школ
В содержании и методах управленческой деятельности:
□ изменение культуры школы;
П применение персоналтехнологий;
П применение контрактной системы найма
на работу;
□ организация внебюджетной деятельности школ;
П вариативные программы развития школы
Схема 97
Критериями представленных педагогических новшеств являются: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в мас-
совом опыте.
- Тема 1.1
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- 3. Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- Тема 1.2
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 1|Й j 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4
- 1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- Раздел I Общие положения
- Раздел II Ребенок и семья
- Раздел III Ребенок и общество (права на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре и др.)
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- Тема 1.6
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 3. Организация педагогического исследования
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы
- Тема 1.7
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентации. Элементы
- Тема 1.8
- 1. Развитие личности как педагогическая проблема
- 2. Факторы развития личности
- 4. Учет индивидуальных особенностей учащихся в педагогическом процессе
- Тема 1.9
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- 2. Структура и основные характеристики педагогического процесса
- 3. Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- 4. Закономерности педагогического процесса
- Тема 1.10
- 2. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования____
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11
- 1. Понятие о содержании образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- 3. Закономерности и принципы обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Тема 1.13
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- 6. Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14
- 1. Понятие об общих и конкретных формах организации обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся _ _
- Тема 1.15
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- 4. Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17
- 2L 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19
- Ifcjjj Основные вопросы |
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20
- 1. Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- Тема 1.21
- 1Щэй Основные вопросы
- 1. Экологическая культура личности: сущность и структура
- 7| 2. Технологии и возрастные особенности воспитания у экологической культуры школьников
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни у учащихся
- Тема 1.22
- 71 1. Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы формирования у коллектива
- II этап
- III этап
- IV этап
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24
- 2. Культура педагогического общения
- 3. Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25
- 1. Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 3 I 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество__
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора