logo search
КСР от Калач Микуле

1. Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии

Детство — период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки, умения. Детство — неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.

Многочисленные российские исследования в области гуманистической и социальной педагогики рассмат­ривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда за­кладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности (И. Ф. Маслова и др.).

По мнению белорусских ученых, детство — этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь (В. И. Иаумчик, М. А. Паздников и др.).

В детстве обычно выделяют период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает педагогическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Постепенно выделились следующие показате­ли современных границ детства:

□ возраст половой и психологической зрелости (медицинские нормы) — 14 лет;

□ возраст трудовой дееспособности (трудовые законодательные нормы) — 16 лет;

□ возраст совершеннолетия, согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» (правовые нормы), — 18 лет.

В современной педагогической трактовке термин «ребенок» определяется так: «Ребенок — это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не приобрело граждан­скую дееспособность в полном объеме».

К выделенным выше возрастным периодам детства добавляются подростковый (от 11 до 14 лет) и юно­шеский (от 15 до 18 лет) возрастные периоды («Педагогический словарь». Минск, 2006). Согласно трактовке, данной в Энциклопедии социальной работы (М., 1993), детство — это время отсутствия «взрослости», ответ­ственности, узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки общества. Однако в разные эпохи отношение к детству, родительская забота о потомстве, его общественная защита, жизнеобеспечение, воспита­ние, восприятие степени значимости и полезности исторически изменялись.

Так, в архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полно­властно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполно­ценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке.

Инфантицид стал считаться преступлением в Древнем мире и приравниваться к человекоубийству за­конодательно только с 374 г. Религиозный запрет детоубийства есть и в Коране (около 632 г.). В то же время

в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IX века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда креще­ния новорожденных.

Средневековая эпоха весьма противоречива в отношении к детству: от трогательной самоотверженной материн­ской любви, от внимательных воспитателей, учитывающих детскую природу в учении, до безропотного восприятия детской смерти («Бог дал — Бог и взял»), до рабской покорности детей, их страха, физических избиений родителями и учителями, полного повиновения детей перед деспотической отцовской волей распоряжаться судьбой сына или дочери. Такие же тенденции мы видим и в XVII веке в Русском государстве. Согласно «Уложению» 1649 г., в России убийство сына или дочери каралось лишь годом тюремного заключения, дети же не имели права жаловаться на роди­телей ни при каких обстоятельствах. Общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестко карало детей, не слушающих родителей — «непочетников».

В европейской культуре XVIII—XIX вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые об­разы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.). В соответствии с этим ре­бенок рассматривается как маленький взрослый, которого надо обучить, приучить жить по правилам и обычаям взрослого мира, либо как гармоничное, доброе, нравственное, свободное создание божие, у которого есть чему поучиться испорченному взрослому обществу. Отсюда осуществляются различные подходы к развитию детей: или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком. В этот период в Ев­ропе, США и России появляются первые воспитательные общества, христианские приюты, ордена попечения, благотворительные ведомства в поддержку бедных детей; осуществляются социально-педагогические проекты (школы обучения рабочим профессиям, мастерские для подростков и т. д.), что свидетельствует о возрастании степени заботы общества о развитии подрастающего поколения.

]

Ш J 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей

На современном этапе охрана и защита детства представляет собой совокупность правовых норм и меро­приятий государства, направленных на обеспечение интересов и защиту прав ребенка.

Вопрос выработки в XX веке правовых норм, направленных на защиту детей, имеет свою историю развития. Так, в 1923 г. Международный Союз Спасения Детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка, известную как Женевская Декларация, — заявление из пяти пунктов об основах благосостояния ребенка и принципах его за­щиты. Необходимость данного действия была обусловлена рядом причин мирового масштаба: высокий процент дет­ской смертности, недоступность детского здравоохранения, ограниченные возможности получения детьми базового образования, использование взрослыми детей с целью наживы на вредных производствах и в сфере сексуальных услуг, печальные судьбы детей-беженцев и детей-сирот как жертв военных действий и т. д.

В 1924 г. пятая Ассамблея Лиги Наций в Женеве подписываег Женевскую Декларацию, где была зафиксирована идея особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости». В 1948 г. вновь созданная Организация Объединенных Наций (ООН) утвердила несколько расширенный текст Декларации. И уже в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Новую Декларацию о правах детей, состоящую из 10 пунктов. В числе пунктов были следующие:

п «права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения»;

□ «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нрав­ственно, духовно и в социальном отношении»;

□ «ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство»;

□ «ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское об­служивание»;

□ «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого со­стояния»;

□ «ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях; ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию»;

□ «ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме»;

□ «ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и все­общего братства» и т. д.

Из народной мудрости

Право — это искусство добра и справедливости (античный афоризм). п Кто не осушит слез ребенка, будет плакать сам (афр.).

Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона принесла своего птенца (чечен.).

59

Следует отметить, что декларация (от лат. declaratio — объявление) не имеет юридиче­ской силы и является рекомендацией к действию, в которой раскрываются основные прин­ципы деятельности и ее программные положения. Таким образом, возникла необходимость в разработке документа, имеющего обязательный для исполнения характер. В 1979 г., кото­рый был объявлен Международным годом ребенка, Комиссия ООН по правам человека рас­смотрела проект текста Конвенции о правах ребенка, предложенного правительством Польши. Для выработки окончательного варианта текста Конвенции была создана Ра­бочая группа, в которую входили представители неправительственных организаций раз­ных стран.

В 1989 г. 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, ко­торая считаегся вступившей в силу с 2 сентября 1990 г. Конвенция (от лат. conventio — договор) является международным соглашением по вопросу прав детей и имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились и подписали. В 1995 г. таких государств было уже 174.

Педагогу следует знать основные международные законодательные акты, направленные на защиту детей (см. схему 10).

Международные законодательные акты в защиту детей

Женевская Декларация 1924 г.

Декларация о правах ребенка 1959 г.

Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Схема 10

Текст Конвенции представлен в 3 частях, включающих общим количеством 54 статьи, рассматривающие права ребенка как неотъемлемую часть прав человека. Фундаментом Конвенции являются следующие принципы:

□ принцип недискриминации (беженцев, инвалидов, детей национальных меньшинств и т. д.) (ст. 2 и др.);

□ принцип приоритетности интересов детей (в ходе судебных и иных разбирательств) (ст. 3 и др.);

□ принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов (при принятии решений, влияющих на судьбу) (ст. 12 и др.);

□ принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие (обеспечение нор­мальных условий для жизни) (ст. 23, ст. 29 и др.).

В первой части Конвенции отражены все категории прав ребенка как прав личности. Среди них:

□ гражданские (право на жизнь, безопасность, свободу передвижения и места житель­ства, убежище, гражданство, право равенства перед законом и др.);

□ политические (право на свободу мысли, совести, религии; право на свободу убежде­ний и их свободное выражение и др.);

□ экономические, социальные, культурные (право на труд, социальное обеспечение, ме­дицинское обслуживание, образование и др.).

Особое внимание уделяется в Конвенции ответственности семьи и лиц, заменяющих родителей, за благополучие ребенка.

Во второй части Конвенции раскрываются полномочия Комитета ООН по правам ре­бенка, осуществляющего контроль за выполнением обязательств странами-участницами договора. В третьей части Конвенции оговариваются права и обязанности стран-участниц договора по соблюдению, изменению и внесению поправок в текст Конвенции.

В настоящее время Конвенция подписана подавляющим большинством стран — участ­ниц ООН, каждая из которых закрепила (ратифицировала) права детей в национальном за­конодательстве.