logo search
КСР от Калач Микуле

2. Условия и пути развития школьного самоуправления

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление (см. таблицу 25). В теории и практике воспитания выявлены условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе (М. И. Рожков, И. Ф. Харламов и др.).

Таблица 25

Этапы формирования коллектива и развитие самоуправления

I этап

II этап

III этап и IV этап

К концу этого этапа выделяется ак­тив, поддерживающий требования и ценности педагога. Деятельность актива в большей мере носит испол­нительский характер. Педагог сооб­щает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положи­тельные мотивы самоуправленческой деятельности, вырабатывает у уча­щихся умения самостоятельной ра­боты, привлекает их к самоуправле­нию через назначение ответственных лиц. Ученическое самоуправление представлено такими элементами, как задания, поручения, расстанов­ка ответственных, взаимоконтроль и другими

Актив сформирован, к нему пере­ходит организаторская функция педагога. Учащиеся привлекают­ся к самоуправлению через выборы актива демократическим путем. Они определяют цели, усваивают задачи предстоящей работы, распределяют обязанности, осуществляют опера­тивное руководство работой, подво­дят итоги. Педагог занимает позицию консультанта: передает учащимся ор­ганизаторский опыт, показывает при­мер участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сло­жившихся в самоуправлении школы и класса

Наряду с постоянными органами самоуправления имеется постоянно меняющийся актив в органах само­управления. Ученическое самоуправ­ление реализуется через коллек­тивное планирование, проведение и анализ дел. Каждый ученик уча­ствует в организации дел в порядке очередности. Педагог при этом зани­мает позицию партнера. При выпол­нении общих задач, стоящих перед коллективом, он сотрудничает с уча­щимися на равных основаниях

Из народной мудрости

Адзт хоць i дуб, ды не лес (бел.).

П Молодо-зелено, погулять велено (рус).

326

□ Вариативность, свобода выбора деятельности учащимися во внеучебное время, доб­ровольность включения в ту или иную деятельность. Реализация данного условия форми­рует мотивационную сферу, активное отношение к результатам деятельности, развивает творческое мышление, умения критические оценивать свои возможности, стремиться к са­мостоятельному решению тех или иных задач.

□ Сотрудничество и творческое партнерство педагогов и учащихся в разных видах дея­тельности, взаимодействие классного руководителя и ученического самоуправления. Это обес­печивается принятыми педагогами и учащимися нормами отношений, обстановкой взаимной ответственности и взаимного доверия. Педагоги и учащиеся участвуют в работе органов со-управления, вырабатывают общую программу действий, информируют друг друга о своей дея­тельности. На социально-психологическом уровне между, ними устанавливается взаимопони­мание, атмосфера взаимопомощи и сопереживания друг другу. Все это способствует тому, что педагоги и учащиеся ощущают себя членами общешкольного коллектива.

□ Периодическая сменяемость и преемственность органов самоуправления, его времен­ных и постоянных участников. Это обеспечивается систематическим поиском такой орга­низационной структуры, которая сочетает в себе постоянные (определенные положениями и уставами) и временные органы самоуправления.

□ Состязательность и добровольность в формировании органов самоуправления.

□ Проведение специальной воспитательной работы с активом. Ее содержание включает: инструктирование членов самоуправления, разъяснение их обязанностей; оказание помо­щи в разработке, подготовке и проведении намеченных дел, организацию обмена опытом работы, контроль за исполнением поручений, привлечение внимания учащихся к качеству работы и т. д. Актив, по утверждению А. С. Макаренко, является тем здоровым и необхо­димым в детском коллективе резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

□ Формирование у школьников, участвующих в самоуправлении, умений планирования, организации, анализа результатов деятельности.

□ Педагогическое стимулирование лидерства учащихся. Педагоги создают своеобразное «поле лидерства» (М. И. Рожков), компонентами которого являются: стиль отношений в группе, морально-психологический климат, способствующий формированию у школьников готовности к проявлению лидерских качеств; конструирование ситуаций, способствующих максималь­ному проявлению лидерского потенциала у наибольшего числа учащихся.

□ Наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Важнейшим из перечисленных условий развития ученического самоуправления являет­ся подготовка учащихся к организаторской деятельности (см. схему 78).

Подготовка к организаторской деятельности

Т

Сообщение разнообразной информации, необходимой учащимся для выполнения организаторских функций в процессе обучения и вне­классной работы

Формирование организатор­ских умений и навыков на основе применения управ­ленческих знаний в процес­се практической деятельно­сти, тренингов, деловых игр ит. д._

Схема 78

Т

Закреплениеприобретенных знаний и умений,коррекция управленческих действий в ходе управленческой прак­тики

Коллектив — это социальный живой организм, кото­рый потому и ор­ганизм, что име­ет органы, что там есть полномо­чия, ответствен­ность, соотноше­ние частей, взаи­мозависимость, а если этого нет, то нет и коллек­тива, а есть про­сто толпа или сборище. (А. С. Макаренко.)

Общая тенденция развития коллек­тива — превра­щение его все в большей мере в субъект воспи­тания, способный вырабатывать за­дачи и законы сво­ей коллективной жизни, организовы­вать свою деятель­ность, регулировать внутриколлектив-ные отношения, а значит, смеще­ние управляющих механизмов в сто­рону соуправления, самоуправления, саморегуляции. (Л. И. Новикова.)

Для записей