logo search
КСР от Калач Микуле

3. Стили педагогического общения и педагогического руководства

Стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования и поведения чело­века (А. А. Бодалев). Исходя из этого, под стилем педагогического общения понимают «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (В. А. Кан-Калик). К этим особенностям относятся: особенности коммуникативных возможностей педагога, достигнутый уровень его взаимоотношений с воспитанниками, творческая индивидуальность педагога и особенности детей, с которы­ми он общается. Рассмотрим типичные стили педагогического общения, описанные в педа­гогической литературе (см. схему 85).

Общение на основе увлеченности

совместной деятельностью

Предполагает сотрудничество, совместную заинтересованность, сотвор­чество, а также высокий уровень компетентности педагога и его нрав­ственных установок

Общение на основе дружеского расположения

Проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к груп­пе учащихся, в стремлении понять мотивы их деятельности и пове­дения, в открытости контактов. При этом стиле важна мера, «целесо­образность дружественности»

Общение-дистанция

Педагог и воспитанник занимают разные социальные позиции, поэтому должна существовать дистанция в их отношениях. Эта дистанция долж­на быть для воспитанников естественной в силу есгественности для них ведущей роли педагога. Педагогу в свою очередь важно владеть искус­ством дистанции, чтобы избежать фамильярности в общении

Общение-устрашение

Строится на жесткой регламентации деятельности учащихся, на их бес­прекословном подчинении, страхе; ориентирует детей на то, чего делать нельзя

Общенис-зангрывание

Основывается на желании педагога нравиться воспитанникам, заво­евать у них авторитет, который скорее всего будег «дешевым», лож­ным. Нередко характерен для молодых педагогов

Общение-превосходство

Характеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, отстранен от детей, мало интересуется своими от­ношениями с ними, не чувствует учащихся

Схема 85

Если первые два стиля являются гуманистическими, субъект-субъектными взаимо­действиями «педагог — воспитанник», то общение-устрашение, общение-заигрывание, общение-превосходство относятся к негативным стилям и характеризуются субъект-объектными отношениями между педагогом и воспитанниками.

Охарактеризованные стили педагогического общения связаны со стшями педагогиче­ского руководства (см. схему 86, с. 188). Стиль педагогического руководства — характер­ная манера и преобладающие способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников. Традиционно выделяют авторитарный, демократический, по­пустительский (либеральный) стили педагогического руководства.

В чистом виде тот или иной стиль руководства практически не встречается. Предпочтителен демократический стиль. Обычно опытный учитель владеет элементами всех стилей. В этом слу­чае идет речь о динамическом (вариативном) стиле педагогического руководства.

Никто не может ничему научиться у человека, кото­рый не нравится. (Ксенофонт.)

Для записей

342

Стили педагогического руководства (управления)

Авторитарный стиль можно вы­разить словами: «Делайте, как я го­ворю, и не рассуждайте». Общение строится на дисциплинарных воз­действиях и подчинении. Педагог единолично задает цели и способы деятельности, проявляет чрезмер­ную требовательность, пренебрегает мнением и инициативой учащих­ся. Воспитанники находятся в по­зиции объектов педагогического воздействия. Преобладает офици­альный, начальственный тон в обра­щении (указания, поучения, приказ, инструкция, окрик). Данный стиль педагогического руководства тормо­зит развитие личности, подавляет ее активность, порождает неадекватную самооценку, воздвигает смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками

Попустительский (либеральный) стиль можно выразить словами: «Как все идет, так пусть и идет». Отсутствует система в организации деятельности учащихся и контроля за нею. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вника-ег в жизнь коллектива и отдельных учащихся. Тон и формы (увещева­ния, уговоры и т. п.) обращения дик­туются желанием избежать слож­ных ситуаций, во многом зависят от настроения педагога. Данный стиль ведет либо к панибратству, либо к отчуждению. Он не способ­ствует развитию личности, не по­буждает учащихся к инициативе, самостоятельности. Отсутствует целенаправленное педагогическое взаимодействие «педагог — воспи­танник»

Демократичный стиль можно выра­зить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, под­водим итоги». Общение и деятель­ность педагога и учащихся строит­ся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотиви­руется педагогом, он поддерживает право воспитанников на собственное мнение и на свою позицию, поощря­ет их активность, инициативу. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимо­действия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и ува­жением, учетом индивидуальности личности. Основными формами об­ращения учителя являются совет, рекомендация, просьба. Этот стиль способствует развитию личности, побуждает к самостоятельности, сти­мулирует высокую адеквагпгую само­оценку и способствует установле­нию гуманных взаимоотношений

Схема 86

Ш) 4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления

Объективная особенность педагогического общения — его противоречивость, и, следовательно, высокая конфликтность, возможность конфликтных ситуаций. Конфликт — это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (меэюличностный, межгрупповой конфликт) или между жепаниями. убеждениями и действиями одного человека (внутргишчностный конфликт). Он представляет собой некую ситуацию взаимодействия людей, которые либо преследуют взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими сторонами цели, либо стремятся реализовать в своих взаимоотноше­ниях несовместимые ценности и нормы.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации

(по М. М. Рыбаковой)

Т

J

Ситуации деятельности воз­никают по поводу выполнения школьником тех или иных за­даний, успеваемости, учебной и внеучебной деятельности. Например, отказ учащегося выполнить задание по разным причинам: утомление, труд­ности в усвоении учебного ма­териала, неудачное замечание учителя вместо конкретной по­мощи, невыполнение домашне­го задания

Ситуации поведения воз­никают в связи с нарушения­ми школьниками правил по­ведения. Эти ситуации приоб­ретают характер конфликтных, если учитель, не выяснив моти­вов, делает ошибочный вывод о поступках ученика. В частно­сти, ошибки учителя при оцен­ке поведения или его завышен­ные требования вызывают кон­фронтацию действиям учителя со стороны учащихся

Схема 87

Ситуации отношений возни­кают тогда, когда затрагивают эмоции и интересы учащихся и учителей в процессе деятель­ности. Педагогическая ситуа­ция приобретает конфликтный характер, если она вызывает у ее участников негативные эмоции, порождающие непри­язнь друг к другу; если деловые отношения подменяются меж­личностными, если неоправ­данно даются отрицательные оценки не поступку школьника, а его личностным качествам

Из народной мудрости

Скажа, як звяжа (бел.).

Рынуу слауцом, як пярцом (бел.).

343

Соответственно, педагогический конфтикт — взаимодействие учителя с учеником или груп­пой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов. Конфликтная ситуация включает оппонентов, объект (призовое место, денежная премия, право на контроль, право на человеческое достоинство и т. п.), цели и обостренные отношения между ними. Для того что­бы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент (внешний повод, непри­ятный случай, происшествие). Конфликт сопровождается значительными эмоциональными проявлениями и направлен обычно на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить си­туации деятельности, поведения и отношений (см. схему 87, с. 188).

В социальной психологии различают четыре этапа в развитии конфликта (см. схему 88).

IV. Разрешение конфликта

III. Переход к конфликтным действиям

II. Осознание конфликтной ситуации

I. Возникновение объективных противоречий

Схема 88

Педагогическая мудрость проявляется на втором этапе динамики конфликта — осозна­нии ситуации. Если конфликт эмоциональный (не существует объекта конфликта, а есть личностная неприязнь), необходимо позаботиться о том, чтобы сработали механизмы пси­хической защиты или «стражи» душевного здоровья: мудрость, понимание другого, свобода выбора переживаний. Если же налицо объективное противоречие, где есть объект конфлик­та, и в котором педагог увидел воспитательный потенциал, то следует оценить ситуацию как конфликтную конструктивную и переходить к «конфликтному поведению».

Таблица 26

Стиль поведения в конфликте

Конкуренция (соперничество)

Уклонение

Характерные черты поведения

Нет заинтересованности в сотрудни­честве с другими людьми, человек предпочитает идти к разрешению конфликта своим путем, опираясь на волевые решения, при этом свои интересы он удовлетворяет в ущерб другим участникам конфликта. Способы реализации: стремление доказать, что другой человек не прав; демонстрация обиды, пока другая сторона не передумает; стремление перекричать другого; применение физического насилия; непринятие явного отказа; требование безого­ворочного послушания; стремление перехитрить другого; обращение за помощью союзников для поддержки; требование, чтобы оппонент согла­сился с вами ради сохранения отно­шений

Уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения; отсутствие со­трудничества для выработки реше­ния проблемы.

Способы реализации: молчание, сме­на темы или переключение внимания на что-то другое; демонстративное удаление, обиженный уход, затаен­ный гнев, игнорирование обидчиков, переход на чисто деловые отноше­ния, индифферентное отношение, полный отказ от дружеских или де­ловых отношений с провинившейся стороной

В каких случаях возможен (эффективен) данный стиль

Эффективен, если вы:

□ наделены реальной властью или обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

п уверены, что ваше решение в дан­ной ситуации правильное или наи­лучшее;

□ делаете большую ставку на реше­ние возникшей проблемы;

□ чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

п находитесь в критической ситуа­ции, которая требует мгновенного реагирования;

□ должны принять непопулярное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно пол­номочий для выбора этого шага

Приемлем, если:

п проблема не столь важна для вас, не хотите тратить силы или чувству­ете, что находитесь в безнадежном положении;

□ чувствуете себя неправым;

□ соперник обладает большей влас­тью;

□ нет достаточной информации для решения проблемы или нет необхо­димости тотчас же принимать реше­ние

Думайте о ребен­ке справедливо — и конфликтов не будет. Умение из­бежать конфлик­та — одна из со­ставных частей педагогической му­дрости учителя. (В.АСухсмтинсхий.)

Для записей

345

Продолжение табл. 26

Стиль поведения в конфликте

Приспособление

Характерные черты поведения

Совместное действие с про­тивоположной стороной, без от­стаивания своих личных интере­сов, жертвование своими интере­сами

Компромисс

Сотрудничество

Частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных усту­пок, с учетом всех «за» и «против». Способы реализации: прояснение интересов и желаний обеих сторон; выяснение области совпадения ин­тересов; выдвижение предложений, выслушивание предложений другой стороны; выработка приемлемой формулы взаимных уступок

Активное участие в разрешении кон­фликта путем сотрудничества с дру­гими участниками конфликта, поиск общих интересов.

Способы реализации: поиск обою­довыгодного результата и удовлет­ворение интересов всех сторон; по­иск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон; выявление причины конфликта и со­вместный поиск новых альтернатив­ных решений или выработка прием­лемых компромиссов

В каких случаях возможен (эффективен) данный стиль

Приемлем, если:

□ исход дела важен для оппонента и не существенен для вас;

□ вы понимаете, что не можете одержать верх из-за обладания малой властью;

□ вы хотите сохранить добрые отно­шения с другими людьми;

□ вы понимаете, что не правы;

п вы думаете, что эта ситуация бу­дет полезным уроком для человека, которому вы уступаете

Наиболее эффективен, если:

□ обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключаю­щие интересы;

□ вы хотите получить решение быс­тро, потому что это более экономич­ный и эффективный путь;

□ вас может устроить временное ре­шение; вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

□ другие подходы к решению про­блемы оказались не эффективными;

□ удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько из­менить поставленную цель;

□ компромисс позволит вам сохра­нить взаимоотношения, и вы предпо­читаете получить хоть что-то, чем все потерять

Наиболее эффективен, если:

□ стороны имеют различные скры­тые нужды или противоположные цели и затруднительно определить источник неудовлетворенности;

□ решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться;

п тесные, длительные и взаимозави­симые отношения с другой стороной; п вы располагаете достаточным време­нем, чтобы поработать над проблемой;

□ вы и ваш партнер готовы и способ­ны обсуждать суть своих и чужих ин­тересов;

□ обе стороны концоликтной ситуа­ции обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в по­ложении для того, чтобы на равных искать решение проблемы_

Под «конфликтным поведением» понимают не агрессию или взаимное давление, а целенаправленное педа­гогическое воздействие педагога на воспитанника, включающее систему действий по управлению конфликтом. Их основу составляют известные стили поведения в конфликтных ситуациях (см. таблицу 26, с. 189).

Из народной мудрости

□ За словом в карман не полезет (рус).

И волки сыты, и овцы целы (рус).

Выбор и применение стилей управления конфликтными ситуациями обусловлен сле­дующими принципами. В педагогической конфликтной ситуации нужно всегда видеть про­тиворечие, которое может привести к развитию школьника, отношений между ним и учите­лем. Если целью учителя является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье, то ему нужно озаботиться тем, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем. Находясь в конфликтной ситуации, учитель обязан помнить о необхо­димости выполнения профессиональных действий.

В целом для успешного разрешения конфликтных ситуаций важно учитывать следующие общие положения:

□ учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конфликтными ситуация­ми в своей работе;

□ необходимо вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуации и научиться за­ранее способам их решения;

□ осознать реальные причины таких ситуаций, увидеть трудности их разрешения и необ­ходимость овладения способами их предупреждения;

п при разрешении конфликтов профессиональная ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации лежит на учителе;

□ разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, определяет их разное поведение в конфликте;

□ различно понимание участниками событий и их причин, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

□ присутствие других школьников при конфликте делает их из свидетелей участниками конфликта, поэтому не следует привлекать других детей к конфликту, выносить все на об­суждение коллектива;

□ профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициа­тиву в его разрешении и на первое место поставить интересы школьника;

□ всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конф­ликты, в которые включаются другие ученики;

□ конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разре­шить, поэтому стратегией педагогического общения должно быть не столько мастерство разрешения конфликтов, сколько соблюдение правил их предупреждения.

Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспита­ния.

(Ш. А. Амонашвили.)

Из двух ссорящих­ся более виноват тот, кто умнее.

_(И. Гэте.)

Для записей