logo search
КСР от Калач Микуле

Тема 1.23

Ученическое самоуправление в школе Деятельность организаций и объединений учащихся

Новая жизнь школы строится на принципах сотрудничества, то есть ученикам наряду с учителями предоставляется право на управление жизнью и деятельностью школы.

С. Френе

Требования к компетентности но теме

□ знать и уметь раскрывать сущность понятия «ученическое самоуправление», уметь установить его взаимо­связь с понятием «соуправление»;

□ знать и уметь характеризовать формы школьного ученического самоуправления, раскрывать условия и пути его развития; уметь показать роль педагогического коллектива в развитии ученического самоуправления;

□ знать детские, молодежные объединения и организации в Республике Беларусь, уметь раскрывать их функции, цели, задачи, содержание деятельности;

п знать и уметь раскрывать педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи.

Основные вопросы

1. Ученическое самоуправление. Сущность и формы.

2. Условия и пути развития школьного самоуправления.

3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности.

4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи.

Понятия темы

Соуправление, шкальное (ученическое) самоуправление, детское движение, детское объединение, детская орга­низация, неформальное объединение.

Рекомендуемая литература_

1. Кабуш, В. Т. Гуманистическая воспитательная система : теория и практика / В. Т. Кабуш. — Минск : АПО, 2001. —332 с.

2. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 209—224.

3. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И. П. Подласый. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 60—91.

4. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе­ний / М. И. Рожков, Л. В. Байбародова. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — С. 96—ПО.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 363—364; 398—404.

6. Степаненков, Н. К. Педагогика школы : учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 373—405.

7. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск : УшверЫтэцкае, 2000. — С. 349—367.

Один из важных принципов школьного управления — принцип демократизации — невозможно реализовать в работе школы без таких составляющих этой работы, как собственно управление, соуправление и самоуправ­ление. Управление школой — целеустремленная деятельность субъектов управления, направленная на обеспе­чение оптимального функционирования школы и ее развития. Соуправление — участие в выработке и принятии решений представителей всех групп школьного коллектива (педагогов, учащихся, родителей); школьное само­управление — передача ряда функций управления учащимся и педагогам, их органам и организациям. Если те или иные функции управления передаются учащимся, их органам или организациям, то речь идет об учениче­ском (школьном, классном) самоуправлении. Проблема самоуправления в детском коллективе была поставлена Н. К. Крупской, разрабатывалась С. Т. Шацким, А. С. Макаренко, позже И. П. Ивановым, В. М. Коротовым, В. Т. Кабушем и другими педагогами.

Ученическое самоуправление — атрибут коллектива школьников и важное условие формирования коллек­тивных отношений. Ученическое самоуправление — такая организация групповой (коллективной) деятечь-ности, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для до­стижения значимых групповых (коллективных) целей. Субъектами самоуправления являются избранные лица (группа лиц), которым коллектив делегирует (передает полномочия) право планировать совместную жизнедея­тельность, распределять поручения, контролировать и оценивать качество их выполнения.

К школьному ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учени­ками и выражающие их интересы. Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и формирование у школьников готовности к участию в управлении обществом. Развитие самоуправления помогает учащимся сформировать свою социальную позицию, определить возмож­ности в реализации организаторских функций, почувствовать сложность социальных отношений, прожить от­ношения ответственной зависимости, выражающие взаимозависимость и взаимоответственность личности и коллектива. Итогом развития ученического самоуправления является перевод коллектива класса из системы управляемой в систему самоуправляемую.

Сущность самоуправления раскрывается в его функциях (см. схему 77).

Освоение управ­ленческой культу­ры — дает возмож­ность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответ­ственность

Интегративная —

дает возможность сочетать групповые и индивидуальные виды деятельности, объединить усилия учащихся, педагогов, родителей для дости­жения тех или иных целей деятельности

5

Адаптационная —

обеспечивает лич­ности j-армонию взаи­моотношений в кол­лективе

1

Прогностическая —

помогает на ос­нове диагностики и рефлексии опре­делить реальные перспективы

Функции самоуправления

(по Н. А. Жокиной. М. И. Рожкову)

Z

Самоакшвизация —

приобщение как мож­но большего числа учащихся к решению управленческих про­блем, а также вовлече­ние учащихся в управ­ление новыми сферами деятельности

Коллективный само­контроль — постоян­ный самоанализ орга­нами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных пу­тей решения управлен­ческих задач

Организационное са­морегулирование —

гибкость в реализа­ции организаторских функций учащихся, устойчивое влияние ак-1 тива на коллектив, спо­собность коллектива са­мостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного ре­шения управленческих задач

Схема 77

В теории воспитания был сделан важный вывод о том, что самоуправление не может и не должно соз­даваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности. В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование соответствующих микрогрупп; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправле­ния; выбор главного ответственного лица. Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в за­висимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых включены школьники в данный момент. Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определен­ной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства — подчинения.

Формы ученического самоуправления разнообразны. При этом формы самоуправления в общешкольном коллективе имеют свои особенности по сравнению с самоуправлением в классном коллективе. Общешкольное ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед школой, и не регламентирует инициативу и само­стоятельность классных коллективов.

Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, проводимое не реже одного раза в год. Общее собрание ученического коллектива выбирает органы самоуправ­ления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советы дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.

В ученическом коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе кото­рого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, основанную на равенстве их прав как членов коллектива. Итогом классных собраний являются конкретные решения, направленные на улучше­ние тех или иных сторон жизни классного коллектива. Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждает планы, обсуждает разные памятки, инструкции, положения (например, о консультантах по предмету). Классное собрание может быть тематическим или органи­зационным, на котором обсуждается ряд вопросов. Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и про­водящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития орга­низаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей по организации своей жизни и деятельности менялись. При этом необходимо учитывать мнение и желание самих учащихся. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретают опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять круг своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.