Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
Лисовская А.П., учащаяся 4 курса
(г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Чалей И.Д., преподаватель,
магистр педагогических наук
Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [5].
Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [4].
Система профессионального образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности – формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.
Имидж имеет не меньшее значение, чем культура поведения. Другими словами, он является определенной визитной карточкой учителя и важнейшей составляющей формирования первого впечатления о личности, поскольку, как правило, воспринимается окружающими как знак привлекательности или непривлекательности [5].
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей стороной. Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.
Деятельность личности раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджа учителя, но и создать самим инструментарий по его формированию. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать [5].
Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими [5, с. 46].
Психологи выделяют создателей имиджа:
1) сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить;
2) имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.;
3) большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение;
4) его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я".
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д.
Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.
Доказано, что 35% информации человек получает при вербальном общении и 65% – при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
Таким образом, секрет успеха профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – психологии, экономики, социологии, политологии – появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных. Оперируя преимущественно в пространстве символов, они, тем не менее, способствуют решению задач в реальной жизни.
Образ призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Он формирует отношение людей к его обладателю. А правильно созданный образ формирует позитивное отношение людей, составляющие которого – уважение, симпатия, признание, доверие.
Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Ему как публичному человеку необходимо понимать, что внешний вид – это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми. Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и аккуратно. Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным и совсем не мрачным. А также- макияж, стрижка, укладка, ухоженные ногти.
Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и слушать. Немаловажной составляющей также является правильный выбор тона разговора, тембра голоса и жестикуляции [3].
Следует отметить, что для создания привлекательного образа и симпатии учеников учителю необходимо пользоваться следующими приёмами:
- улыбаться;
- смотреть на разные ситуации с юмором и уметь посмеяться над собой;
- быть естественным;
- делать комплименты;
- следовать правилам этикета;
- быть дружелюбным.
Для того чтобы установить, каково влияние имиджа современного учителя на восприятие педагогической профессии, учащимся младших классов ГУО “СШ №2 г. Полоцка” было предложено анкетирование “Описание внешнего облика современного учителя”. Вопросы анкеты:
1. Какое выражение лица должно быть у современного учителя?
2. Какое телосложение должен иметь современный учитель?
3. Какая причёска должна быть у современного учителя?
4. Как обязан быть одет современный учитель?
5. Какого цвета одежду должен носить современный учитель?
6. На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
7. Какие качества учителя вы цените больше всего?
Желаемый образ современного учителя для учеников начальных классов: улыбающийся, с аккуратной причёской, в костюме, предпочтительнее спокойных тонов, добрый.
Эта же анкета была предложена учащимся Полоцкого колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова». В перечень основных характеристик современного педагога, кроме указанных выше, они включили справедливость. Исследование показало, что и младшие школьники, и учащиеся хотят видеть перед собой профессионала не только в области образования, но и в области визуальной привлекательности и личного обаяния. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.
Список цитированных источников:
1. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности: учебное пособие для вузов / А.А. Бодалев: – Л.: ЛГУ, 1970. – 256 с.
2. Демидова, И.Н. Ваш гардероб-стиль-имидж: учебное пособие / И.Н.Демидова. – Минск: Миринда, 2008. – 264 с.
3. Ерзекова, Н.В. Искусство красиво одеваться: учебное пособие для вузов / Н.В. Ерзекова: – Рига: Импакт, 2007.
4. Калюжный, А.А. Содержание профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию школьников [Текст]: учебное пособие А.А. Калюжный: - Алматы: Изд-во АГУ им. Абая. 1994. - 369 с.
5. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебное пособие / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1997. – 283 с.
6. Рюкле, X. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение: учебное пособие для вузов / Х.Рюкле. – М.: Интерэксперт, 1996. – 216 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.