logo
Конференция_Мир Детства 1

Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии

Лисовская А.П., учащаяся 4 курса

(г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Чалей И.Д., преподаватель,

магистр педагогических наук

Каждый из нас создает определенный образ - имидж - представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. [5].

Имидж – это специально конструируемый образ для потенциальных обучающихся и всех участников целостного педагогического процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям [4].

Система профессионального образования педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. Один из путей гуманизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности – формирование индивидуального имиджа педагога, учитывающего специфику педагогического труда.

Имидж имеет не меньшее значение, чем культура поведения. Другими словами, он является определенной визитной карточкой учителя и важнейшей составляющей формирования первого впечатления о личности, поскольку, как правило, воспринимается окружающими как знак привлекательности или непривлекательности [5].

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности и всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей стороной. Элементы имиджа приобретают значение символов данной личности, их значимость не ограничивается лишь отражением внешности, а становится неотъемлемой частью характера и индивидуальности человека, формирует отношение к нему других людей. От имиджа человека в значительной степени зависит то, как он будет воспринят другими.

Деятельность личности раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действий на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".

Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретически обосновать природу, характеристику и типы имиджа учителя, но и создать самим инструментарий по его формированию. Принимая решения в условиях дефицита информации, а в ряде случаев из-за отсутствия времени, а то и просто нежелания думать, мы заменяем построение сложного и углубленного портрета человека его имиджем – знаковым заменителем, отражающим его основные черты. Это могут быть и черты, которые хотят из нас спроецировать [5].

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими [5, с. 46].

Психологи выделяют создателей имиджа:

1) сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить;

2) имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.;

3) большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение;

4) его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я".

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем постоянно должны отражаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д.

Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом.

Доказано, что 35% информации человек получает при вербальном общении и 65% – при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

Таким образом, секрет успеха профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – психологии, экономики, социологии, политологии – появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных. Оперируя преимущественно в пространстве символов, они, тем не менее, способствуют решению задач в реальной жизни.

Образ призван подчеркнуть неповторимость личности и рассказать о внутреннем мире человека, его характере. Он формирует отношение людей к его обладателю. А правильно созданный образ формирует позитивное отношение людей, составляющие которого – уважение, симпатия, признание, доверие.

Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Ему как публичному человеку необходимо понимать, что внешний вид – это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми. Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и аккуратно. Нужно заметить, что под «строго» имеется в виду не скучно, закрыто и бесформенно. Подразумевается деловой стиль, который может быть женственным и совсем не мрачным. А также- макияж, стрижка, укладка, ухоженные ногти.

Понятие «образ» включает в себя и умение общаться, искусство говорить и слушать. Немаловажной составляющей также является правильный выбор тона разговора, тембра голоса и жестикуляции [3].

Следует отметить, что для создания привлекательного образа и симпатии учеников учителю необходимо пользоваться следующими приёмами:

- улыбаться;

- смотреть на разные ситуации с юмором и уметь посмеяться над собой;

- быть естественным;

- делать комплименты;

- следовать правилам этикета;

- быть дружелюбным.

Для того чтобы установить, каково влияние имиджа современного учителя на восприятие педагогической профессии, учащимся младших классов ГУО “СШ №2 г. Полоцка” было предложено анкетирование “Описание внешнего облика современного учителя”. Вопросы анкеты:

1. Какое выражение лица должно быть у современного учителя?

2. Какое телосложение должен иметь современный учитель?

3. Какая причёска должна быть у современного учителя?

4. Как обязан быть одет современный учитель?

5. Какого цвета одежду должен носить современный учитель?

6. На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?

7. Какие качества учителя вы цените больше всего?

Желаемый образ современного учителя для учеников начальных классов: улыбающийся, с аккуратной причёской, в костюме, предпочтительнее спокойных тонов, добрый.

Эта же анкета была предложена учащимся Полоцкого колледжа УО «ВГУ им. П.М. Машерова». В перечень основных характеристик современного педагога, кроме указанных выше, они включили справедливость. Исследование показало, что и младшие школьники, и учащиеся хотят видеть перед собой профессионала не только в области образования, но и в области визуальной привлекательности и личного обаяния. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.

Список цитированных источников:

1. Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности: учебное пособие для вузов / А.А. Бодалев: – Л.: ЛГУ, 1970. – 256 с.

2. Демидова, И.Н. Ваш гардероб-стиль-имидж: учебное пособие / И.Н.Демидова. – Минск: Миринда, 2008. – 264 с.

3. Ерзекова, Н.В. Искусство красиво одеваться: учебное пособие для вузов / Н.В. Ерзекова: – Рига: Импакт, 2007.

4. Калюжный, А.А. Содержание профессиональной подготовки учителя к нравственному воспитанию школьников [Текст]: учебное пособие А.А. Калюжный: - Алматы: Изд-во АГУ им. Абая. 1994. - 369 с.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология: учебное пособие / В.С.Мухина. – М.: Академия, 1997. – 283 с.

6. Рюкле, X. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение: учебное пособие для вузов / Х.Рюкле. – М.: Интерэксперт, 1996. – 216 с.