logo
Конференция_Мир Детства 1

Детские страхи в дошкольном возрасте

Гавраш М.Г., студентка 2 курса

(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)

Научный руководитель – Костюк Н.Ч., преподаватель

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин лежат в области семейных отношений.

В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели большое значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.

Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на ребенка. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [1, с.5].

Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога — это комбинация некоторых эмоций, а страх — лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх — это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула [2, с.6 ].

Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.). Страх проявляется как у отдельных лиц, так и у групп, больших масс. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное, труднопреодолимое течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, на отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру [3, с.8].

Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений. Страх мобилизовал научный и творческий потенциал людей на борьбу со стихией. Страх играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью. Страх также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни. Поэтому, по мнению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития. Но в большинстве случаев страх в дошкольном возрасте несёт деструктивный характер в развитии ребёнка. Продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности, то есть тормозят естественный процесс развития, накладывая на него свой отпечаток.

Таким образом, предметом моих исследований являются детские страхи, способы их коррекции; методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за детьми, беседы с детьми, использование экспериментального метода.

В исследованиях участвовали дети дошкольного возраста.

При помощи методики «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [4, с.10] мне удалось выявить следующие особенности.

Основные результаты исследования показали, что наиболее выраженные страхи у детей второй младшей группы – это страх оставаться одним у девочек - в 100% случаев и у мальчиков - в 80%; страх смерти родителей у девочек – 100% и у мальчиков - в 70%;страх умереть у девочек - в 100% и у мальчиков - в 30%; страх родителей у девочек - в 60% и у мальчиков - в 90%; страх снов у девочек - в 100% ответов и у мальчиков - в 80%; страх темноты - в 100% у девочек и 80% у мальчиков; страх перед животными для девочек - в 90%, а для мальчиков 70% ответов; страх перед врачами у 80% как мальчиков, так и девочек.

Менее выражены, такие фобии как, страх высоты в 70% у девочек и 40% у мальчиков; страх глубины у 30% девочек; страх замкнутого пространства выявлен в 30% у девочек и в 40% у мальчиков; страх огня и пожара в 100% отмечали девочки и в 70% мальчики; страх перед врачами у 20% как мальчиков, так и девочек; страх крови у 50% девочек и 30% мальчиков; страх перед уколами и болью разделился таким образом у девочек 50% и 40%, а у мальчиков 30% и 50% соответственно; страх резких звуков у 30% дошкольников средней группы.

Для детей старшей группы характерны такие страхи, как: страх перед нападением у девочек в 70% ответов и у мальчиков в 90%; страх умереть испытывают девочки в 100% случаев и мальчики в 50%; страх смерти родителей у большинства 100% девочек и 60% мальчиков; страх перед папой и мамой у 90% детей; страх наказания у 70% девочек и у 100% мальчиков; страх чудовищ у 50% девочек и у 80% мальчиков; страх глубины у 90% девочек и 40% мальчиков; страх перед стихией у 80% девочек и у 60% мальчиков; страх высоты у 90% девочек и у 40% мальчиков; страх пожара у 100% девочек и 60% мальчиков; медицинский страх выражен в большей или меньшей степени у дошкольников(боязнь врачей и боли у 80%-100% девочек и у 50%-50% мальчиков; боязнь крови у 100% девочек и у 20% мальчиков; боязнь уколов у 90% девочек и у 40% мальчиков); страх перед неожиданными звуками у 100% девочек и у 60% мальчиков. Менее выраженные страхи у детей: страх темноты у 60% девочек и 40% мальчиков; страх увидеть страшные сны у 70% девочек и 40% мальчиков; страх замкнутого пространства в 70% у девочек и у 20% мальчиков; страх войны у 70% девочек и 60% мальчиков; страх огня у 60% всех детей; страх больших улиц в 20% случаях у всех детей.

Методика «Мои страхи» позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем и старшем дошкольном возрасте. В большинстве случаев дети изображали страх перед темнотой. Во второй младшей группе явными страхами являются боязнь темноты, злых сказочных персонажей, диких животных. В старшей группе перечень страхов более разнообразный: дети боятся летучих мышей, уколов, темноты, пауков, чужих людей. Изображают они не один страх, а делят лист на несколько частей и изображают несколько объектов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Наиболее ярко выраженными страхами дошкольного возраста являются:

1. страх смерти родителей;

2. страх оставаться одним;

3. страх перед наказанием.

  1. Также можно выделить полоролевые различия в проявлении страхов, так для девочек характерны в большей степени следующие страхи:

1. страх смерти родителей;

2. страх оставаться одним;

3. страх перед увиденными снами;

4. страх своей смерти.

для мальчиков:

1. страх смерти родителей;

2. страх перед наказаниями;

3. страх перед увиденными снами.

  1. Соответственно можно выделить персонажи, которые вызывают страх у детей:

1. темнота;

2. дикие животные;

3. уколы;

4. чужие люди.

Список цитированных источников:

1. Вард, И. Фобия. – М.: Проспект, 2002. – 78с.

2. Жигарькова, О. Время тревожных детей // Психологическая газета. - 2001. - № 11. - с. 6-7.

3. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999. - № 8. - с.10-12.

4. Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2005. – 456 с.