logo
Конференция_Мир Детства 1

Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте

Фомина Е.А., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Шмуракова М.Е., старший преподаватель,

кандидат психологических наук

Проблема тревожности и ее коррекции в младшем школьном возрасте является весьма актуальной. Многие исследователи проблемы возникновения тревожности указывают на тесную взаимосвязь тревожности и эффективности обучения школьников. Многие исследователи отмечают, что тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития [1], [2], [3].

Тревожность в младшем школьном возрасте представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми, учителем и является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения (ведущей потребности этого возраста). Согласно А.Л. Венгер, устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту, а в младшем школьном возрасте она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции [1].

А.М. Прихожан отмечает, что в младшем школьном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект [2]. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя ("тревожный гиперконтроль”), что приводит к нарушению соответствующей деятельности.

Отмечается, что особенности детской тревожности и ее специфика на каждом этапе онтогенеза определяют характер развития и феноменологию особого вида тревожности — школьной тревожности [1], [2], [3].

Школьная тревожность - это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений [3]. Школьная тревожность младшего школьника также является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. К факторам, способствующим формированию школьной тревожности в младшем школьном возрасте относятся: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами; регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.

Изучение особенностей тревожности в младшем школьном возрасте согласно цели исследования проводилось в четвертых классах гимназии № 8 г. Витебска. В исследовании приняли участие 23 ученика: 18 девочек и 5 мальчиков. Исследование проводилось с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Р. Филлипса. Тест предназначен для изучения и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего возраста и позволяет выявлять следующие проблемы: общую тревожность в школе; переживания социального стресса; фрустрацию потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; низкую физиологическую сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с учителем. Данная методика позволяет диагностировать три уровня выраженности тревожности в каждой из перечисленных сфер: нормальный, повышенный, высокий. Статистический анализ полученных материалов проводился с помощью пакета “Statistica” в операциональной среде Windows-ХР.

На проявление тревожности в младшем школьном возрасте, на наш взгляд, влияют традиционные половые установки и стереотипы. Определенные традиции и культурные отношения, существующие в обществе, накладывая значительный отпечаток на процесс социализации ребенка, значимо влияют на различные сферы взаимодействия, особенно в школе. Исходя из этого, мы считаем необходимым, учитывать в своем исследовании гендерный аспект изучаемой проблемы.

В результате проведенного исследования было выявлено, что нормальный уровень тревожности и у мальчиков, и у девочек в младшем школьном возрасте определяется только в нескольких сферах. К этим сферам относятся: общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы); фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.).

Повышенный уровень тревожности и у мальчиков, и у девочек диагностируется по шкале «Страх ситуации проверки знаний», определяющей негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей. Так, проведенное исследование показало, что повышенный уровень тревожности по данной шкале свойственен 21% девочек и 20% мальчиков, принявшим участие в исследовании.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте у девочек уровень тревожности достоверно (F=3,66; р≤0,05) превышает уровень тревожности у мальчиков. Наиболее ярко это проявляется в следующих сферах:

Повышенный уровень тревожности у мальчиков данной возрастной группы выявляется по шкале «Проблемы и страхи в отношениях с учителями», описывающей общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, который влияет на снижение успешности обучения ребёнка. В данном случае повышенный уровень тревожности по данной шкале диагностирован у 7% мальчиков, у девочек уровень тревожности в данной сфере находится на уровне нормы. Возможно, данные результаты объясняются тем, что в отношении мальчиков этого возрастного периода, как неоднократно отмечалось в литературе [4, 5], почти не обнаруживается у родителей эмпатически принимающего отношения. Наиболее распространенная стратегия родителей по отношению к мальчикам воспринимается и обозначается ими самими как предупреждающая. Однако на практике чаще всего этой стратегией является пресекающая. Этих же стратегий в отношении мальчиков данной возрастной группы придерживаются и учителя.

Список цитированных источников:

1. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // psyjournals.ru/psyedu/1998/n2/Prihozhan.shtml

2. Венгер, А.Л. На что жалуетесь?  Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков – Москва-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181144716-na-chto-zhaluetes-vyjavlenie-i.html

3. Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция – С-Пб.: Речь, 2004. – 246с.

4. Балакирев, В.П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. - 1996. - №1 - с. 13-18.

5. Бреслав, Г.М., Хасан, Б.И. Психолого-педагогические условия протекания пубертатного периода у девочек и мальчиков// Журнал практического психолога. - 1996. - №1. - с. 25-31.