Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
Мальцева Е.В., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ,
кандидат педагогических наук, доцент
Зайцева Е.С., студентка 6 курса
(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)
В настоящее время целью начального обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Вновь актуальной становится проблема развития пространственного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребёнка. Развитие пространственного мышления осуществляется в этом возрасте под решающим воздействием таких школьных предметов, как математика, рисование, труд, без которых не может быть эффективного усвоения научных знаний. Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов, т.е. свойства видимого и воспринимаемого пространства.
Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга [1, с. 344].
Психолого-педагогический аспект проблемы развития пространственных представлений представлен в работах Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Каплуновича И. Я., Немова Р. С., Рубинштейна С. Л., Шемякина Ф. Н., Якиманской И. С. и др. Данную проблему затрагивали методисты-математики Шарыгин И. Ф., Пышкало А. М., Истомина Н. Б., Подоходова Н. С., Андрущенко А. В. и др.
Отрадно отметить, что один из вариантов тематического планирования программы по математике в рамках стандартов нового поколения ориентирован на усиление геометрической направленности курса.
Хорошо развитые пространственные представления являются необходимой предпосылкой успеха в научно-технической, изобразительно-художественной и других видах деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством [2, с. 416]. Кроме того, развитые пространственные представления необходимы обучающимся для усвоения учебного материала систематического курса геометрии и для решения как теоретических, так и практических задач.
Следует помнить, что с точки зрения физиологии, младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития пространственных представлений. Наилучших результатов добиваются те учителя, которые знакомят обучающихся с новыми понятиями практически, оперируют образами, используют наглядность, опираются на эмпирический опыт ребенка, что в изобилии и представляет геометрический материал.
Анализ учебников по математике для начальной школы показал, что в них присутствуют отдельные задания на развитие пространственных представлений, но в недостаточном количестве. Вместе с тем, ограничено количество заданий, связанных с объемными, трехмерными геометрическими фигурами. Это приводит к трудностям, которые обучающие испытывают не только при изучении геометрии, но и математики в целом.
Цель исследования: теоретически выявить и экспериментально проверить эффективные методы и приемы развития пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Йошкар-Олы» в 4 «а» и 4 «в» классах, обучающихся по учебникам математики образовательной системы «Школа 2100».
На констатирующем этапе исследования для определения уровня развития пространственных представлений обучающимся контрольного и экспериментального классов были предложены контрольная работа и тест с заданиями разного уровня трудности. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень развития пространственных представлений младших школьников в основном средний как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Обучающиеся не владеют первичными геометрическими понятиями в достаточной мере, испытывают трудности в воссоздании образов изображенных предметов, в выполнении мыслительных операций с образами, выделении внутренней и внешней области объекта (топологические представления), построении чертежей фигур, классификации геометрических тел по определенному признаку. Педагоги и методисты отмечают, что в развитии пространственных представлений основная трудность состоит в методических приемах, которыми должен владеть учитель.
На формирующем этапе эксперимента использовались разнообразные методы и приемы работы по развитию пространственных представлений у младших школьников. Наиболее эффективными методами при ознакомлении с новыми геометрическими понятиями оказались метод проблемного обучения, игровой метод. Основой формирования пространственных представлений является практическая работа ребенка с пространственными объектами, манипулирование ими, изменение их положения в пространстве, разъединение и соединение нескольких в один. Для формирующей работы были подобраны и разработаны задания: узнавание геометрических фигур и их частей, построение заданных объектов из частей, разделение геометрических фигур на составные части, изображение фигур на чертеже, поиск предметов определенной формы в окружающей обстановке, графические диктанты, способствующие ориентации в пространстве, упражнения и задания на сравнение фигур по различным признакам, упражнения и задания на классификацию фигур по размеру и форме, задания на конструирование и трансформацию, задания на распознавание геометрических фигур в объемных телах, разноуровневые задания с геометрическим материалом, логические упражнения, дидактические игры. Наибольший интерес вызвали задания занимательного характера: загадки, считалки, ребусы, геометрическое лото, «геометрическая мозаика», оригами, различного вида «размышляйки», «угадайки» в стихотворной форме и др. Соответствующая работа проводилась во время устного счета, на этапе закрепления материала, при повторении пройденного материала, при выполнении домашнего задания, на внеклассных мероприятиях.
После формирующего этапа была проведена повторная диагностика школьников. Сравнительный анализ результатов исследования обучающихся контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе эксперимента показал, что уровень развития пространственных представлений учеников экспериментального класса стал на 30% выше, чем учеников контрольного класса. В экспериментальном классе увеличился процент обучающихся, которые имеют высокий уровень развития пространственных представлений (с 10% до 35%). В контрольном классе значительных изменений не произошло.
Таким образом, целенаправленное и систематическое включение эффективных методов и приемов, направленных на оперирование пространственными объектами, на развитие приемов умственных действий и познавательных процессов при изучении геометрических понятий, на подготовку изучения систематического курса геометрии в последующих классах будут способствовать развитию пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике.
Список цитированных источников:
1. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 560с.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.