logo
Конференция_Мир Детства 1

Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике

Мальцева Е.В., г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ,

кандидат педагогических наук, доцент

Зайцева Е.С., студентка 6 курса

(Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ФНК ФГБОУ ВПО МарГУ)

В настоящее время целью начального обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Вновь актуальной становится проблема развития пространственного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов в развитии мышления ребёнка. Развитие пространственного мышления осуществляется в этом возрасте под решающим воздействием таких школьных предметов, как математика, рисование, труд, без которых не может быть эффективного усвоения научных знаний. Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов, т.е. свойства видимого и воспринимаемого пространства.

Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга [1, с. 344].

Психолого-педагогический аспект проблемы развития пространственных представлений представлен в работах Ананьева Б. Г., Выготского Л. С., Каплуновича И. Я., Немова Р. С., Рубинштейна С. Л., Шемякина Ф. Н., Якиманской И. С. и др. Данную проблему затрагивали методисты-математики Шарыгин И. Ф., Пышкало А. М., Истомина Н. Б., Подоходова Н. С., Андрущенко А. В. и др.

Отрадно отметить, что один из вариантов тематического планирования программы по математике в рамках стандартов нового поколения ориентирован на усиление геометрической направленности курса.

Хорошо развитые пространственные представления являются необходимой предпосылкой успеха в научно-технической, изобразительно-художественной и других видах деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством [2, с. 416]. Кроме того, развитые пространственные представления необходимы обучающимся для усвоения учебного материала систематического курса геометрии и для решения как теоретических, так и практических задач.

Следует помнить, что с точки зрения физиологии, младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития пространственных представлений. Наилучших результатов добиваются те учителя, которые знакомят обучающихся с новыми понятиями практически, оперируют образами, используют наглядность, опираются на эмпирический опыт ребенка, что в изобилии и представляет геометрический материал.

Анализ учебников по математике для начальной школы показал, что в них присутствуют отдельные задания на развитие пространственных представлений, но в недостаточном количестве. Вместе с тем, ограничено количество заданий, связанных с объемными, трехмерными геометрическими фигурами. Это приводит к трудностям, которые обучающие испытывают не только при изучении геометрии, но и математики в целом.

Цель исследования: теоретически выявить и экспериментально проверить эффективные методы и приемы развития пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Йошкар-Олы» в 4 «а» и 4 «в» классах, обучающихся по учебникам математики образовательной системы «Школа 2100».

На констатирующем этапе исследования для определения уровня развития пространственных представлений обучающимся контрольного и экспериментального классов были предложены контрольная работа и тест с заданиями разного уровня трудности. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что уровень развития пространственных представлений младших школьников в основном средний как в контрольном, так и в экспериментальном классах. Обучающиеся не владеют первичными геометрическими понятиями в достаточной мере, испытывают трудности в воссоздании образов изображенных предметов, в выполнении мыслительных операций с образами, выделении внутренней и внешней области объекта (топологические представления), построении чертежей фигур, классификации геометрических тел по определенному признаку. Педагоги и методисты отмечают, что в развитии пространственных представлений основная трудность состоит в методических приемах, которыми должен владеть учитель.

На формирующем этапе эксперимента использовались разнообразные методы и приемы работы по развитию пространственных представлений у младших школьников. Наиболее эффективными методами при ознакомлении с новыми геометрическими понятиями оказались метод проблемного обучения, игровой метод. Основой формирования пространственных представлений является практическая работа ребенка с пространственными объектами, манипулирование ими, изменение их положения в пространстве, разъединение и соединение нескольких в один. Для формирующей работы были подобраны и разработаны задания: узнавание геометрических фигур и их частей, построение заданных объектов из частей, разделение геометрических фигур на составные части, изображение фигур на чертеже, поиск предметов определенной формы в окружающей обстановке, графические диктанты, способствующие ориентации в пространстве, упражнения и задания на сравнение фигур по различным признакам, упражнения и задания на классификацию фигур по размеру и форме, задания на конструирование и трансформацию, задания на распознавание геометрических фигур в объемных телах, разноуровневые задания с геометрическим материалом, логические упражнения, дидактические игры. Наибольший интерес вызвали задания занимательного характера: загадки, считалки, ребусы, геометрическое лото, «геометрическая мозаика», оригами, различного вида «размышляйки», «угадайки» в стихотворной форме и др. Соответствующая работа проводилась во время устного счета, на этапе закрепления материала, при повторении пройденного материала, при выполнении домашнего задания, на внеклассных мероприятиях.

После формирующего этапа была проведена повторная диагностика школьников. Сравнительный анализ результатов исследования обучающихся контрольного и экспериментального классов на контрольном этапе эксперимента показал, что уровень развития пространственных представлений учеников экспериментального класса стал на 30% выше, чем учеников контрольного класса. В экспериментальном классе увеличился процент обучающихся, которые имеют высокий уровень развития пространственных представлений (с 10% до 35%). В контрольном классе значительных изменений не произошло.

Таким образом, целенаправленное и систематическое включение эффективных методов и приемов, направленных на оперирование пространственными объектами, на развитие приемов умственных действий и познавательных процессов при изучении геометрических понятий, на подготовку изучения систематического курса геометрии в последующих классах будут способствовать развитию пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике.

Список цитированных источников:

1. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. – М.: Издательство ПРИОР, 2002. – 560с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. – 672с.