Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
Александрова Ю.В., студентка 2 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Ананченко Г.В., кандидат педагогических наук,
профессор
Проблема развития интереса к изучаемому предмету, увлеченности процессом учения – одна из важных проблем педагогики, и ее решение важно для успешного обучения учащихся по любому предмету. Но особое значение она приобретает в области преподавания искусства, где без внутреннего влечения, направляющего все силы к «исследованию предмета» невозможно достичь результатов, сколько бы ни отдавалось этому сил и времени. Очевидно, что увлекательное преподавание и учение с интересом можно считать одним из основных критериев ценности учебного процесса, в котором совершается совместная деятельность учителя и учеников.
Повышение качества учебного процесса в начальных классах – одна из важнейших задач, поставленных перед педагогами. Однако ее осуществление должно проходить не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения. Все это обусловило актуальность изучаемой нами проблемы педагогического руководства развитием интереса младших школьников к урокам музыки с помощью методов стимулирования интереса к данному учебному предмету.
Современные концепции школьного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной, формируя ценностные ориентации личности. Интерес к музыке школьников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности. Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях, он направляет эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.
Структура интересов и их классификация наиболее полно представлены в работе А.Г.Ковалева «Психология личности» [1]. Согласно этой классификации, интерес к музыкальной деятельности можно отнести к группе познавательных интересов, так как удовлетворяется он в процессе познавательной деятельности, во время познания музыкального искусства.
Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. “Интересно” - неинтересно” - основные критерии детей в этом плане.
Важным представляется вопрос выбора адекватных методов развития интереса к музыкальной деятельности. Можно говорить, о стимулирующей роли всех методов обучения, так как для того, чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы. Таким образом, каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако, как отмечает Т.Е.Соколова, опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов [2; 21-22].
Методика музыкального воспитания как педагогическая наука подчиняется закономерностям общей педагогики и, подобно любой методике, опирается на дидактические принципы, а также пользуется общедидактическими методами обучения и воспитания. Вместе с тем, в соответствии с особенностями школьного предмета «Музыка» методика музыкального воспитания выдвигает и свои специфические принципы и методы обучения и воспитания. Они направлены на развитие музыкальных способностей, интереса к музыке, воспитание вкуса и музыкальной культуры учащегося.
Методы стимулирования интереса к музыкальной деятельности способствуют созданию той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для урока музыки. Все выразительные приёмы учитель применяет для усиления эмоционального воздействия музыки и обогащения впечатлений учащихся [3; 114-115].
Специфическими методами стимулирования интересов школьников к учебному предмету «Музыка», по мнению исследователя С.В. Шишкиной являются:
- метод моделирования творческой деятельности;
- метод художественного контекста или выхода за пределы музыки;
- метод художественно-образного моделирования;
- метод взамосвязи видов искусств;
- метод наглядно-слухового показа;
- метод театрализации [4; 67-68].
Кроме того, в младшем школьном возрасте учебная деятельность, выступая на первый план, не может полностью заместить потребность ребенка в игре. Именно поэтому среди методов стимулирования интереса к учебному предмету «Музыка» наиболее распространенным является игровой метод. Преобладание игрового метода в учебном процессе на уроке музыки обусловлено и тем, что в своей сущности детская игра и художественная деятельность имеют много общего: эмоциональную непосредственность мотивов; устремленность к цели; оценку результатов деятельности с позиции новизны (усвоение и воплощение нового); доминирование образного начала. То есть всего того, что способствует возникновению интереса к деятельности.
Принцип образно-игрового вхождения в музыку тесно связан с импровизационностью и принципом «пройти путь рождения музыки». Важной психологической особенностью художественной игры является обязательная актуализация, вовлечение индивидуального опыта личности в сферу музыкальной деятельности. Как непременный и обязательный компонент художественной игры выступает прежде всего опыт эмоциональный.
Использование игрового метода в музыкальном образовании и воспитании детей позволяет в доступной им форме дать представление о музыке как виде искусства, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой. У детей возникает интерес к музыке как виду творческой деятельности человека, а впоследствии и к школьному предмету «Музыка».
Список цитированных источников:
1. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - М.: Мысль, 2004. – 341 с.
2. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников / Т.Е.Соколова // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 21-23.
3. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 336 с.
4. Шишкина, С.В. Стимулирование музыкальной деятельности учащихся в процессе освоения современной массовой музыкальной культуры / С.В.Шишкина // Успехи современного естествознания (электронный журнал). – 2009. - № 5. – С.67-68. - www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783753.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.