Виды современного родительства
Островская Ю.Н., студентка 5 курса
(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)
Научный руководитель – Горленко В.П., кандидат педагогических наук, доцент
Феномен родительства представляет собой самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и социально-психологическое здоровье личности последующих поколений. На ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство отсутствовало, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община. Позже в среде раннефеодальной знати широко распространился институт «воспитательства» – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.
В XV–XVI вв. внимание к детям заметно меняется, возрастая в сторону требовательности и строгости. Документы того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и не упоминают о родительских обязанностях [1]. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства занимают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII – началу XIX в. детоцентрическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей [2]. Сегодня позитивное родительство рассматривается как постоянное доброжелательное отношение родителей к детям, которое основано на ответственности за их содержание, воспитание, полноценное развитие и которое предполагает заботу, защищенность, любовь, уважение, понимание и принятие каждого ребенка таким, каков он есть.
Родительство – многогранный феномен, который обычно рассматривается на двух уровнях: во-первых, как сложное интегральное субъективно-личностное образование; во-вторых, как надындивидуальное целое, которое, как правило, совокупно, то есть включает двух человек – отца и мать. Эти уровни и формируют родительство. Качественной границей, их разделяющей, является рождение ребенка.
Первый уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие родительства. С этой точки зрения родительство – это интегральное социально-психологическое образование личности (отца и/или матери), которое включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [3].
Второй уровень родительства рассматривается как надындивидуальное образование. Иногда говорят, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Однако, если бы в действительности это было так, то в речи закрепились бы дублирующие друг друга понятия. Чтобы развести значение понятий «родительство», «материнство» и «отцовство», надо отметить следующее: «родительство» представляет надындивидуальное целое, выходящее за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются, прежде всего, отдельной личности. Рассматривая соотношение понятий, следует отметить их относительную самостоятельность. Понятия «материнство» и «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родительства, то есть не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия. В то же время «родительство» как надындивидуальное понятие подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», касающимися индивида.
Существует целый ряд тенденций развития института родительства в условиях трансформации семьи в современном обществе. Одна из таких тенденций – нарастание вариативности родительских практик, усложнение взаимоотношений между социальным родительством и биологическим [4]. Так, в настоящее время многие отцы (реже матери) не проживают вместе с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими» родителями (когда, например, детей воспитывает бабушка), а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком (отказываясь от родительских прав), так и остаются только биологическими родителями. Одновременно растет число родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами, но реализующими в отношении него функцию родительства в полной мере, в этом случае мы имеем дело с феноменом социального родительства. Основные виды (типы) современного родительства можно объединить в три группы.
Первый тип родительства сочетает признаки биологического и социального родительства. Среди полных семей – это нормативные, нормальные, биологические первобрачные семьи, в которых ребенок (дети) воспитываются обоими супругами, состоящими в первом браке и являющимися для ребенка биологическими родителями. У супругов нет помимо данного ребенка других родительских обязательств. В такой семье оба родителя одновременно исполняют как биологические, так и социальные роли.
К подгруппе полных семей также относятся такие, которые западные ученые обозначают понятием бинуклеарная семья – это семьи разведенных родителей. В данном случае подчеркивается тот факт, что развод обрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но необязательно между матерью и отцом, матерью и детьми или отцом и детьми. Бывшие мужья и жены могут продолжать общаться друг с другом и с детьми, хотя уже по-другому. Согласно семейному законодательству, матери и отцы, если они не отказываются от своих родительских прав, после развода имеют одинаковые права и обязанности в отношении детей. Однако в реальности подавляющее большинство детей остается жить с матерью. Фактически это «одиночная» опека, предполагающая ответственность одного родителя. Развод супругов в Беларуси означал и до сих пор предполагает развод детей с отцом. Культура родительства после развода практически отсутствует.
Еще одним видом полных семей являются сводные, т.е. такие, в которых жена или муж уже имели ребенка до заключения брака. Ребенок от предыдущего брака (включая нерегистрируемые сожительства) не обязательно проживает в новой семье, но имеются в виду юридические обязательства и практика их реализации, которые сохраняются за мужем или женой по его воспитанию. Если же ребенок живет в новой семье, то один из супругов приходится ему отчимом или мачехой.
Анализируя семьи с одним родителем, важно различать источник их формирования. Семьи внебрачных или незамужних, разведенных и вдовых матерей (материнские семьи) существенно отличаются, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Следует проводить такие же различия при изучении «отцовских» семей, которые могут образоваться в результате развода или овдовения. При этом реализация социальных родительских ролей супругами, видимо, будет качественно различаться при отказе или лишении родительских прав одного из родителей, проживающего отдельно от ребенка, или при их сохранении.
В современных условиях возможен еще один вариант сочетания биологического и социального родительства, когда зачатие осуществляется путем искусственного (экстракорпорального) оплодотворения (ЭКО) с использованием отца-донора, а вынашивание ребенка суррогатной биологической матерью. Точных сведений о распространении подобной практики нет, однако в сети Интернет имеются сайты, целью которых является просвещение будущих родителей относительно юридической стороны суррогатного материнства, а также помощь в поиске женщин, желающих и способных стать суррогатной матерью.
Второй тип родительства – это социальное родительство. Он реализуется в семьях с усыновленными (удочеренными) детьми, без обоих биологических родителей. Обычно в таких семьях у супругов есть и собственные, кровнородственные дети. Согласно ст. 118 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству на воспитание в семью (на усыновление, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью), а при отсутствии такой возможности в детские интернатные учреждения, в том числе на патронатное воспитание, в государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, и др.
Усыновление является одной из оптимальных семейных форм устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. В 2008 г. в Беларуси был усыновлен 561 ребенок. При этом гражданами Республики Беларусь усыновлены 539 детей, иностранными гражданами – 22. Большая часть усыновителей – отчимы и мачехи: ими усыновлено 493 ребенка. По статистическим данным по состоянию на 1.01.2008 г. в семьях усыновителей на территории Беларуси проживало 6192 ребенка [5].
Приемные семьи без родных детей, согласно ст. 169–171 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание. Подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства и приемными родителями. Оплата труда и льготы приемным родителям регулируются законами субъектов Республики Беларусь. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). В данном типе семьи социальное родительство реализуется в «чистом виде». В 2008 г. в приемные семьи было устроено 968 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в приемных семьях проживало 5845 детей.
К социальному родительству относятся и опекунские семьи. Опекунами чаще всего являются бабушки или другие родственники, фактически возложившие на себя функции родителей. В этом случае дети и прародители (выполняющие роль социальных родителей) только опосредованно (через поколение) являются биологическими родственниками. Согласно ст. 145 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство. В 2007 г. в Беларуси в опекунские семьи было устроено 1979 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в опекунских семьях проживало 11038 детей.
Патронатное (лат. patronatus – покровительство) воспитание также одна из форм социального родительства. Это форма устройства детей – воспитанников детских интернатных учреждений – в семью патронатного воспитания. В такую семью ребенок помещается на основании трудового договора. Эта форма социального родительства основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между биологическими родителями (если они живы и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем. Патронатное воспитание – это самая «гибкая» форма устройства ребенка на любой срок (от 1 дня до достижения им 18 лет). В 2007 г. в Беларуси в детские дома семейного типа было устроено 63 ребенка.
Выделяется еще один вид социального родительства – «квази-родительство». Имеется в виду ситуация, когда в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в роли «квази-родителя» выступает государство, в лице работников детских домов, интернатов, социальных приютов. В ХХ в. эта форма социального сиротства имела широкое распространение. К настоящему времени в Беларуси в этих учреждениях воспитывается незначительное количество детей. По состоянию на 5.09.2007 г. в Беларуси в 28 детских домах воспитывалось 2023 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 117 школах-интернатах – 6129, в 137 детских социальных приютах – 641, в профессионально-технических учебных заведениях – 4872 ребенка.
Третий тип родительства – биологическое родительство. О чисто биологическом родительстве, которое впоследствии не приобрело социальных проявлений, можно говорить в том случае, когда женщина, выносившая и родившая ребенка, отказывается от него, передавая его либо под опеку государства, либо, в случае суррогатного материнства, его биологическим родителям, поскольку, согласно Кодексу о браке и семье Республики Беларусь, материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае вне медицинского учреждения на основании документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.
Как видим, родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Социальные, психологические и особенно педагогические проявления феномена родительства имеют непреходящее значение, поскольку характер родительства отражается на качестве подрастающих поколений. Следовательно, состояние родительства сегодня – это будущее общества.
Список цитированных источников:
Новик, О. Брачно-семейные отношения в процессе исторического развития / О. Новик // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 1. – С. 70–72.
Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально-психологический аспект: монография / С.Ю. Девятых. – Витебск: ВГУ, 2005. – 104 с.
Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для вузов / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства: социология семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2000. – № 11. – С. 90–97.
Статистический ежегодник Республики Беларусь / редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск: Информстат М-ва стат. и ан. Респ. Беларусь, 2008. – 73 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.