logo
Конференция_Мир Детства 1

Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты

Бобко Е.В., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Андрущенко Н.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент

На современном этапе в Беларуси, по данным Госкомитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь, су­ществует 11 организаций, деятельность ко­торых признана деструктивной и противо­речащей законам Республики Беларусь. Среди них: Великое Белое Братство ("Юсмалос"); "Дети Бога", или "Семья": "Цер­ковь объединения", или "Церковь Муна"; Сайентологическая церковь; "Аум Сенрикё"; "Церковь учеников Иисуса Христа"; "Бого­родичный центр"; "Церковь Виссариона"; "Лига духовного возрождения С. Дхарма"; "Ахмадиа"; "Сатанисты".

Влияние деструктивных культов на раз­витие личности исследует ряд ученых и практиков педагогики, психологии, теоло­гии среди них можно назвать А.И. Осипова, О.В. Дья­ченко, А.Л. Дворкина, А.С. Майхровича, Т.П. Короткую, E.С. Прокошину и др. Секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном; микросоциальном; макросоциальном [2, с. 110].

В настоящее время наблюдается интерес молодых людей к вопросам религии, обращенность к религиозным традициям, верованиям. В Республике Беларусь насчитывается около 600, более 30 номинаций, из них десятки функционируют под видом общественных, просветительских, лечебно-оздоровительных, спортивных объединений, различных школ, центров, курсов [3, с. 143].

Актуальность проблемы определила цель исследования: выявить наиболее эффективные пути профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты.

Для решения задач применялся комплекс методов:

- теоретических (анализ литературы по проблеме);

- диагностических (анкетирование);

- методы математической обработки данных.

В большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Деструктивные культы, стремясь выглядеть более привлекательными для своих потенциальных адептов, работают адресно и ориентируются на разные индивидуальные жизненно важные потребности человека [3, с. 115].

Молодежь – это наиболее уязвимая, и вместе с тем наиболее перспективная часть общества. Факторами риска для молодежи являются напряженная эмоциональность, романтизм, максимализм, резкость и непроду­манность решений, потребность во внешнем одобрении.

Молодежь более активно, чем люди старших возрастов, включается в процесс трансформации традиционных религиозно-мировоззренческих систем. Эта тенденция проявляется в быстром распространении в последние годы в Беларуси, как и во многих других странах, новых нетрадиционных культов — последователей кришнаизма, дзен-буддизма, саентологии, сатанизма. В названных и подобных религиозных объеди­нениях молодые люди в возрасте 16-26 лет составляют от 70 до 90 %, чем особенно выделяются религиозные объединения саентологов (где большинство приверженцев — люди с полным средним и высшим образо­ванием) и сатанистов, в организациях кото­рых, действующих в Бресте, Минске, Орше, Витебске, наблюдаемся множество деструктивных ориентаций [4, с. 105].

Наряду с законно существующими и действующими рели­гиозными организациями существует ряд неомистических, псевдорелигиозных сект, которые, не проходя проце­дуру обязательной регистрации в соответствующих го­сударственных органах по делам религий продолжают действовать на территории нашего государства.

Проблема состоит в том, что трудно отнести ту или иную религиозную организацию к деструктивной с первого взгляда, так как известно, что многие из них прикрывают свои настоящие интересы маской других организаций, имеющих вполне притягивающие названия. Это позволяет тоталитарным культам маскироваться под традиционные конфессии, оспаривать точку зрения на себя как на тоталитарную секту, представлять противодействие тоталитарным сектам как нарушение прав на свободу совести и т. д.

Человеку, поверхностно знакомому с духовно-нравственными критериями поведения (заповедями и догматами), диктуемыми основными мировыми религиями, трудно разобраться в истинности или ложности предлагаемого вероучения и, следовательно, адекватно оценить потенциальную опасность для своего физического и психического здоровья от вступления в секту [5, с.79].

Для уменьшения риска попадания в ряды адептов деструктивных культов, просветительскую работу необходимо проводить еще в школе. В сознании молодого человека должна быть четко проведена грань между религиями, созидающими нацио­нальную культуру, и деструктивными сектами которые ее, наоборот, разрушают.

В ряде школ республики уже введены факультативы "Мироведение", "Основы православной культуры", «Религиоведение» и др., к наиболее эффективным формам и методам профилактики следует отнести: интерактивные формы работы; индивидуальный и наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары и др. [2, с. 38].

Список цитированных источников:

1. Костюкович, П.И. Религиоведение / П.И. Костюкович. - Минск ООО «Новое знание». – 2000. – 510с.

2. Капелевич, Т.С. Влияние деструктивных сект на молодежную среду/ Т.С. Капелевич,2001.-347с.

3. Старостенко, В.В. Современная религиозная ситуация и конфессии в Республике Беларусь. Пособие. – Могилев.: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. - 86 с.

4. Капелевич, Т.С. Правовая защита учащихся и профилактика вовлечения их в деструктивные секты: Методические рекомендации (в помощь социальному педагогу) / Т.С.К апелевич. – Минск: 2002. – 138с.

5. Кантеров, И.Г. Деструктивные, тоталитарные секты / И.Г. Кантеров. – Москва: Академический проект. – 2006. – 345с.