Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
Бобко Е.В., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Андрущенко Н.Ю.,
кандидат педагогических наук, доцент
На современном этапе в Беларуси, по данным Госкомитета по делам религий и национальностей Республики Беларусь, существует 11 организаций, деятельность которых признана деструктивной и противоречащей законам Республики Беларусь. Среди них: Великое Белое Братство ("Юсмалос"); "Дети Бога", или "Семья": "Церковь объединения", или "Церковь Муна"; Сайентологическая церковь; "Аум Сенрикё"; "Церковь учеников Иисуса Христа"; "Богородичный центр"; "Церковь Виссариона"; "Лига духовного возрождения С. Дхарма"; "Ахмадиа"; "Сатанисты".
Влияние деструктивных культов на развитие личности исследует ряд ученых и практиков педагогики, психологии, теологии среди них можно назвать А.И. Осипова, О.В. Дьяченко, А.Л. Дворкина, А.С. Майхровича, Т.П. Короткую, E.С. Прокошину и др. Секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном; микросоциальном; макросоциальном [2, с. 110].
В настоящее время наблюдается интерес молодых людей к вопросам религии, обращенность к религиозным традициям, верованиям. В Республике Беларусь насчитывается около 600, более 30 номинаций, из них десятки функционируют под видом общественных, просветительских, лечебно-оздоровительных, спортивных объединений, различных школ, центров, курсов [3, с. 143].
Актуальность проблемы определила цель исследования: выявить наиболее эффективные пути профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты.
Для решения задач применялся комплекс методов:
- теоретических (анализ литературы по проблеме);
- диагностических (анкетирование);
- методы математической обработки данных.
В большинстве случаев вербовка в тоталитарную секту происходит на добровольной основе и ложится на почву, уже подготовленную предыдущей жизнью потенциальной жертвы. Деструктивные культы, стремясь выглядеть более привлекательными для своих потенциальных адептов, работают адресно и ориентируются на разные индивидуальные жизненно важные потребности человека [3, с. 115].
Молодежь – это наиболее уязвимая, и вместе с тем наиболее перспективная часть общества. Факторами риска для молодежи являются напряженная эмоциональность, романтизм, максимализм, резкость и непродуманность решений, потребность во внешнем одобрении.
Молодежь более активно, чем люди старших возрастов, включается в процесс трансформации традиционных религиозно-мировоззренческих систем. Эта тенденция проявляется в быстром распространении в последние годы в Беларуси, как и во многих других странах, новых нетрадиционных культов — последователей кришнаизма, дзен-буддизма, саентологии, сатанизма. В названных и подобных религиозных объединениях молодые люди в возрасте 16-26 лет составляют от 70 до 90 %, чем особенно выделяются религиозные объединения саентологов (где большинство приверженцев — люди с полным средним и высшим образованием) и сатанистов, в организациях которых, действующих в Бресте, Минске, Орше, Витебске, наблюдаемся множество деструктивных ориентаций [4, с. 105].
Наряду с законно существующими и действующими религиозными организациями существует ряд неомистических, псевдорелигиозных сект, которые, не проходя процедуру обязательной регистрации в соответствующих государственных органах по делам религий продолжают действовать на территории нашего государства.
Проблема состоит в том, что трудно отнести ту или иную религиозную организацию к деструктивной с первого взгляда, так как известно, что многие из них прикрывают свои настоящие интересы маской других организаций, имеющих вполне притягивающие названия. Это позволяет тоталитарным культам маскироваться под традиционные конфессии, оспаривать точку зрения на себя как на тоталитарную секту, представлять противодействие тоталитарным сектам как нарушение прав на свободу совести и т. д.
Человеку, поверхностно знакомому с духовно-нравственными критериями поведения (заповедями и догматами), диктуемыми основными мировыми религиями, трудно разобраться в истинности или ложности предлагаемого вероучения и, следовательно, адекватно оценить потенциальную опасность для своего физического и психического здоровья от вступления в секту [5, с.79].
Для уменьшения риска попадания в ряды адептов деструктивных культов, просветительскую работу необходимо проводить еще в школе. В сознании молодого человека должна быть четко проведена грань между религиями, созидающими национальную культуру, и деструктивными сектами которые ее, наоборот, разрушают.
В ряде школ республики уже введены факультативы "Мироведение", "Основы православной культуры", «Религиоведение» и др., к наиболее эффективным формам и методам профилактики следует отнести: интерактивные формы работы; индивидуальный и наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары и др. [2, с. 38].
Список цитированных источников:
1. Костюкович, П.И. Религиоведение / П.И. Костюкович. - Минск ООО «Новое знание». – 2000. – 510с.
2. Капелевич, Т.С. Влияние деструктивных сект на молодежную среду/ Т.С. Капелевич,2001.-347с.
3. Старостенко, В.В. Современная религиозная ситуация и конфессии в Республике Беларусь. Пособие. – Могилев.: МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. - 86 с.
4. Капелевич, Т.С. Правовая защита учащихся и профилактика вовлечения их в деструктивные секты: Методические рекомендации (в помощь социальному педагогу) / Т.С.К апелевич. – Минск: 2002. – 138с.
5. Кантеров, И.Г. Деструктивные, тоталитарные секты / И.Г. Кантеров. – Москва: Академический проект. – 2006. – 345с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.