logo
Конференция_Мир Детства 1

Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики

Никитина Е.Р., студентка 4 курса

(г. Саранск, Россия УО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева»)

Научный руководитель – Буянова И.Б., кандидат педагогических наук, доцент

Демократические преобразования в России привели к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих ее народов, развитию патриотизма. Значительно актуализировалось стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры; возросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей [1].

За последние два десятилетия произошли кардинальные изменения в политической жизни страны. Усилилась волна экстремизма, внутреннего и внешнего терроризма, локальных войн, что актуализирует необходимость обеспечения школьной молодежи соответствующими знаниями и убеждениями, воспитания патриотизма.

В этих условиях необходима новая образовательно-воспитательная стратегия, основанная на освоении общечеловеческих ценностей, национально-культурных традиций народов России, воссоздании и развитии прогрессивных традиций национального воспитания. Школа призвана формировать у учащихся чувства принадлежности к человечеству, осознания себя частью единого целого – «малой» и «большой» Родины – это самое ценное в каждой культуре.

Таким образом, одной из центральных задач современной общеобразовательной школы является патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества государства.

Патриотизм – это наравственное свойство личности, которое выражается в стремлении узнать больше о культуре своего народа, желании следовать его традициям; потребности в изучении и говорении на родном языке; любви и преданности своей малой и большой Родине; осознании ее величия и славы, в силе эмоциональных переживаний, связанных с жизнью рода, семьи, класса, школы, страны; в стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, посильными практическими делами укреплять могущество и независимость Родины [2].

В формировании патриотизма у школьников важная роль принадлежит начальной школе. Именно в первые школьные годы под влиянием учителя в сознание ученика входят священные для каждого человека понятия, определяющие духовную жизнь человека, нации: Родина, Отечество, семья, родной язык, родная культура, народ, патриот.

Во все времена у различных народов основными задачами воспитания являлись: сохранение, укрепление и развитие национальных обычаев и традиций; передача подрастающим поколениям житейского, производственного и духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями [3].

Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.

Патриотические чувства заложены в генах человека. Задача начальной школы в том, чтобы разбудить эти чувства, научить детей понимать, ценить и беречь окружающий мир, Родину. Такое воспитание начинается еще дома, в семье. А школа должна развить, сформировать все эти понятия в определенную систему, воспитать каждого школьника настоящим патриотом.

Важнейшим средством патриотического воспитания младших школьников выступает традиционная педагогическая культура – народная педагогика. Народная педагогика – естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа. Она представляет собой «педагогическое бытие» народа как единство его педагогического сознания и повседневной воспитательной практики. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного народного творчества.

Устное народное творчество несет в себе все черты русского патриотизма: эмоциональность, духовность, действенность, соборность, державность и гуманизм. Приобщение детей к сокровищам устной, художественной, прикладной, фольклорной культуры происходит в естественных условиях, без «насильственных» мер, используемых нередко научной педагогикой.

Школьная программа позволяет младшим школьникам с интересом знакомиться с жизнью и бытом и традициями прадедов, погружаться в атмосферу той или иной эпохи. Именно через сказки, мифы, былины, пословицы и поговорки младшие школьники приобщаются к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков.

Средства народной педагогики направлены на воспитание нравственных качеств (любви к родине, трудолюбия, доброты, честности и т. д.). Однако их системообразующей целью является воспитание патриотизма как главного нравственного качества человека, без которого невозможно существование нации и государства. Все нравственные качества не только связаны, но и обусловлены идеей патриотизма. Патриотизм невозможен без трудолюбия, доброты, честности и др. нравственных качеств, но и совокупность нравственных качеств без какой-либо цели является бессмысленной. Благодаря патриотизму нравственные качества и образуют систему.

Чтобы повысить интерес учащихся к своему краю, стране необходимо организовать музейно-экскурсионную деятельность, проводить классные часы, которые способствуют:

- углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;

- более содержательному знакомству с историей своей семьи;

- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны;

- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Необходимо также знакомить младших школьников со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков через уроки литературного чтения.

Важным условием успешности формирования патриотизма является также вовлечение учащихся в посильную добротворческую деятельность. Участие в неделях добра, акциях милосердия и др. помогает формированию у учащихся гуманистических черт характера, созданию высокого нравственного психологического климата в классе.

Другое педагогическое условие – интеграция воспитательных сил школы, семьи, руководителей детских коллективов по интересам – может реализоваться в системе деятельности учителя по следующим направлениям:

- взаимодействие с родителями учащихся (изучение возможностей семьи и родителей в патриотическом воспитании детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные походы, экскурсии, дни здоровья, праздники; организация дня открытых дверей);

- повышение психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев.

Таким образом, только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Возможность формирования такой личности предоставляет в процессе освоения учебных дисциплин, в том числе устного народного творчества, в учебной и во внеучебной работе.

Список цитированных источников:

1. Черкезова, М.В. Воспитание патриотических ценностей средствами русской и родной литературы в национальных школах / М.В. Черкезова // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 41–45.

2. Швецова, Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов) : монография / Е.В. Швецова. – Йошкар-Ола: ООО «СТРИНГ», 2009. – 128 с.

3. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе / И.С. Агапова. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.