Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
Никитина Е.Р., студентка 4 курса
(г. Саранск, Россия УО «МГПИ им. М.Е. Евсевьева»)
Научный руководитель – Буянова И.Б., кандидат педагогических наук, доцент
Демократические преобразования в России привели к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих ее народов, развитию патриотизма. Значительно актуализировалось стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры; возросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей [1].
За последние два десятилетия произошли кардинальные изменения в политической жизни страны. Усилилась волна экстремизма, внутреннего и внешнего терроризма, локальных войн, что актуализирует необходимость обеспечения школьной молодежи соответствующими знаниями и убеждениями, воспитания патриотизма.
В этих условиях необходима новая образовательно-воспитательная стратегия, основанная на освоении общечеловеческих ценностей, национально-культурных традиций народов России, воссоздании и развитии прогрессивных традиций национального воспитания. Школа призвана формировать у учащихся чувства принадлежности к человечеству, осознания себя частью единого целого – «малой» и «большой» Родины – это самое ценное в каждой культуре.
Таким образом, одной из центральных задач современной общеобразовательной школы является патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества государства.
Патриотизм – это наравственное свойство личности, которое выражается в стремлении узнать больше о культуре своего народа, желании следовать его традициям; потребности в изучении и говорении на родном языке; любви и преданности своей малой и большой Родине; осознании ее величия и славы, в силе эмоциональных переживаний, связанных с жизнью рода, семьи, класса, школы, страны; в стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, посильными практическими делами укреплять могущество и независимость Родины [2].
В формировании патриотизма у школьников важная роль принадлежит начальной школе. Именно в первые школьные годы под влиянием учителя в сознание ученика входят священные для каждого человека понятия, определяющие духовную жизнь человека, нации: Родина, Отечество, семья, родной язык, родная культура, народ, патриот.
Во все времена у различных народов основными задачами воспитания являлись: сохранение, укрепление и развитие национальных обычаев и традиций; передача подрастающим поколениям житейского, производственного и духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями [3].
Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже с древности.
Патриотические чувства заложены в генах человека. Задача начальной школы в том, чтобы разбудить эти чувства, научить детей понимать, ценить и беречь окружающий мир, Родину. Такое воспитание начинается еще дома, в семье. А школа должна развить, сформировать все эти понятия в определенную систему, воспитать каждого школьника настоящим патриотом.
Важнейшим средством патриотического воспитания младших школьников выступает традиционная педагогическая культура – народная педагогика. Народная педагогика – естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа. Она представляет собой «педагогическое бытие» народа как единство его педагогического сознания и повседневной воспитательной практики. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного народного творчества.
Устное народное творчество несет в себе все черты русского патриотизма: эмоциональность, духовность, действенность, соборность, державность и гуманизм. Приобщение детей к сокровищам устной, художественной, прикладной, фольклорной культуры происходит в естественных условиях, без «насильственных» мер, используемых нередко научной педагогикой.
Школьная программа позволяет младшим школьникам с интересом знакомиться с жизнью и бытом и традициями прадедов, погружаться в атмосферу той или иной эпохи. Именно через сказки, мифы, былины, пословицы и поговорки младшие школьники приобщаются к глубинной мудрости и гармоничному мировоззрению наших предков.
Средства народной педагогики направлены на воспитание нравственных качеств (любви к родине, трудолюбия, доброты, честности и т. д.). Однако их системообразующей целью является воспитание патриотизма как главного нравственного качества человека, без которого невозможно существование нации и государства. Все нравственные качества не только связаны, но и обусловлены идеей патриотизма. Патриотизм невозможен без трудолюбия, доброты, честности и др. нравственных качеств, но и совокупность нравственных качеств без какой-либо цели является бессмысленной. Благодаря патриотизму нравственные качества и образуют систему.
Чтобы повысить интерес учащихся к своему краю, стране необходимо организовать музейно-экскурсионную деятельность, проводить классные часы, которые способствуют:
- углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения;
- более содержательному знакомству с историей своей семьи;
- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны;
- воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
Необходимо также знакомить младших школьников со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков через уроки литературного чтения.
Важным условием успешности формирования патриотизма является также вовлечение учащихся в посильную добротворческую деятельность. Участие в неделях добра, акциях милосердия и др. помогает формированию у учащихся гуманистических черт характера, созданию высокого нравственного психологического климата в классе.
Другое педагогическое условие – интеграция воспитательных сил школы, семьи, руководителей детских коллективов по интересам – может реализоваться в системе деятельности учителя по следующим направлениям:
- взаимодействие с родителями учащихся (изучение возможностей семьи и родителей в патриотическом воспитании детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные походы, экскурсии, дни здоровья, праздники; организация дня открытых дверей);
- повышение психолого-педагогических знаний родителей путем организации тематических лекториев.
Таким образом, только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Возможность формирования такой личности предоставляет в процессе освоения учебных дисциплин, в том числе устного народного творчества, в учебной и во внеучебной работе.
Список цитированных источников:
1. Черкезова, М.В. Воспитание патриотических ценностей средствами русской и родной литературы в национальных школах / М.В. Черкезова // Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 41–45.
2. Швецова, Е.В. Патриотическое воспитание младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов) : монография / Е.В. Швецова. – Йошкар-Ола: ООО «СТРИНГ», 2009. – 128 с.
3. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе / И.С. Агапова. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 224 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.