logo
Конференция_Мир Детства 1

Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников

Казимиренко Н.Ю., учащаяся 3 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Иванова Л.Т., преподаватель

Л.С. Выготский неоднократно подчёркивал, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля» [1, с. 131].

От степени эмоциональной чувствительности человека зависит показатель его адаптивности к общественной среде, уровень комфортности ощущений в процессе межличностных отношений. Положительный эмоциональный тонус становится предпосылкой соответствующей материализации целевых установок человека в продуктах его технического и художественного творчества. Этим обусловлена объективная необходимость внедрения личностно ориентированных технологий образования, отвечающих потребностям современного общества и персональным возможностям обучающихся.

Природные свойства музыки естественным образом обусловливают необходимость подобного преподавания музыки как учебного предмета. Вместе с тем несмотря на декларирование музыки как урока искусства, методика его проведения нередко сводится к накоплению известных истин и канонических знаний учащихся. Исследователь Б.О. Голешевич указывает, что личностные, духовные, материализующиеся и предметные «открытия учащихся более фундаментальны и практически адаптируемы, чем знания, приобретённые рецептивным путём, в которых словесные определения не всегда подкрепляются восприятием соответствующих им объектов» [2, с. 20].

Новый подход к музыкально-педагогическому образованию обусловлен, на наш взгляд, также необходимостью решения острейших проблем в массовой музыкальной педагогике.

Целесообразно в современных условиях отдавать предпочтение тем методам организации учебной деятельности, которые обусловлены творческой природой самого музыкального искусства. Соответственно, целью данного исследования видится популяризация весьма перспективного метода диалогического преподавания музыки. В ходе исследования осуществлялся сравнительный анализ традиционных уроков и уроков с опорой на названный метод, проводилось анкетирование учащихся, школьных учителей, организовывалось наблюдение уроков музыки в начальных классах.

Полученные результаты позволяют отметить, что диалогическое преподавание музыки может включать следующие аспекты: методы взаимосвязи с другими видами искусства и методы создания художественно-коммуникативных ситуаций.

Так, при изучении музыкальных произведений можно опираться на ритмодекламацию: здесь делается акцент на умение выразительного речевого интонирования в сочетании с пением. Хорошо поющие и выразительно декламирующие учащиеся исполняют свои партии на фоне музыкального сопровождения. При этом важно направить слуховое внимание учащихся на соблюдение всех динамических и темповых нюансов музыки. Завершается разучивание ритмодекламации целостным исполнением с фонозаписью.

Весьма удачны методы импровизации, методы подтекстовки мелодий, что в значительной мере повышает интерес учащихся. Поскольку «импровизация» – это непосредственное создание образа «здесь и сейчас», наиболее эффективна, на наш взгляд пластическая импровизация. Организуется слушание произведения, учащиеся вместе с преподавателем «рисуют» его выразительными жестами. Они приучаются реагировать характером жеста на характер изменения музыки, отражать темп, контрасты и повтор образов, форму произведения.

Достаточно результативна и «словесная» импровизация. Она может быть использована тогда, когда у учащихся уже имеется достаточно широкий запас слуховых представлений о языке музыки.

Работа по подтекстовке мелодии опирается на близость словесной и музыкальной интонации. Найдя поэтический образ, адекватный мелодии, будущие учителя могут «плавно» перейти к пониманию мелодии без слов как говорящей звуками музыкальной речи. Коллективное сочинение строк, сливающихся с мелодией, не только развивает художественное мышление, но и способствует запоминанию мелодии, её распознаванию. Очень часто используется также и иллюстрирование произведений средствами живописи, при этом используются современные информационные технологии.

Методика диалогического обучения музыке строится на моделировании всех звеньев музыкально-коммуникативной цепи «композитор-исполнитель-слушатель». Учащиеся ставятся в позицию исполнителей, композиторов, слушателей, опираясь на вариативность решения художественной задачи, смысловую многозначность образа, поиск смысловой целесообразности, созвучия и контраста художественных средств.

По утверждению исследователя Н.Н. Гришановича, именно в диалоге личностного опыта и музыки постигается её смысл [3, с. 205]. Моделируя уроки музыки с преобладанием диалогического обучения важно помнить о решении следующих художественно-педагогических задач:

– необходимо выбирать музыкальное произведение, раскрывающее тему урока;

– чётко определять методы создания социально-художественного контекста для каждого выбранного произведения;

– определять методы интонационного контакта учащихся с авторами и художественно-психологическим миром изучаемых на уроке произведений.

Если мы опираемся на метод создания социально-художественного контекста, то обязательно помним о его этапах: воссоздание историко-психологического портрета композитора (нередко учащиеся обращаются к созданию презентаций), «погружение» в произведение (фонограмма), создание проблемно-поисковой ситуации.

Таким образом, диалогическое преподавание музыки в значительной мере сближает совокупный культурный и жизненный опыт личности с учебным материалом, обеспечивает по сути организацию первого этапа композиторского творчества, развивает способность исследовать логику развития музыкальной мысли в инструментальных и вокальных произведения.

Список цитированных источников:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «АСТ», 2008. – 671 с.

  2. Голешевич, Б.О. Эвристические основы педагогики общего музыкального образования: монография / Б.О. Голешевич. – Могилёв: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2009. – 272 с.

  3. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе / Н.Н. Гришанович. Методическое пособие. – Минск: «Юнипресс», 2006. – 372 с.