Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
Березовская А.О., магистрантка
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Гугнин Н.А., кандидат искусствоведения, доцент
"Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства. Если нет души, значит – ничего и не будет в живописи – холод и машина – одна ненужная теория... Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту... Но пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам…"
А.К. Саврасов [1, c.26]
Роль и значение пейзажной живописи для подрастающего поколения очень велика. Она расширяет кругозор ребенка, воспитывает в нем эстетический вкус, любовь к миру, пробуждает трепетные чувства и эмоции. Это просто необходимо в наше время, когда дети больше предпочитают общению с природой, красотой окружающего мира возможности информационных технологий. Пейзажи, написанные искренне, с душой, не оставляющие ребенка равнодушным, привносят огромный вклад в развитие ребенка как личности.
Пейзаж – это особый жанр живописи, в нем больше внимания отдаётся духовному наполнению, душе автора, нежели конструкции, пропорциям, построению. С одной стороны, чем больше рамок и законов, как это надо делать, тем понятнее, как в них можно вписаться – просто их усвоить. С другой стороны, возникает вопрос: можешь и хочешь ли ты заковывать себя в эти рамки. Каких-то четких правил написания пейзажей определить невозможно. Есть некоторые подходы, которые могут помочь на начальном этапе, но однозначного шаблона его построения, пропорций нет. В этом сложность, и не каждому дано её преодолеть. Поэтому многие пишут пейзажи или пробовали их писать, но истинных пейзажистов, искренне преданных именно этому жанру живописи, очень мало.
Интересно, что пейзажной живописи как таковой нигде не учат. Пейзаж базируется на общих законах композиции, рисунка и живописи, в программах есть учебные портреты, натюрморты, пейзажу же отводятся самостоятельные часы, а также немногочисленная работа на пленере. Особенности этого жанра познаются непосредственно на практике методом проб и ошибок.
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства (или само произведение), отражающий в творческих работах неживую природу, окружающую нас или выдуманную, она может быть нетронутой или преобразованной человеком.
В пейзаже, как и других жанрах живописи, выделяют несколько различных классификаций. Чаще всего пейзажи по предмету изображения делят на сельский, городской, индустриальный, архитектурный, марину (морской). Они также бывают по характеру историческими, героическими, фантастическими, лирическими, эпическими. Произведения пейзажной живописи различают по тенденции стиля, наиболее преобладающей в работе: романтической, абстрактной, реалистической, сюрреалистической, импрессионистической, экспрессионистической и т.п. [2]
Но есть работы, которые сложно отнести однозначно к какому-либо конкретному жанру живописи. В современной обстановке зрелого постмодернизма, когда одна работа является комбинацией нескольких тенденций, таких работ очень много. Такие работы классифицировать очень сложно, так же как сложно определить является ли пейзажем творческая работа ребенка с условными, знаковыми изображениями солнышка, травки, деревьев, птичек. Конечно, это тоже пейзаж, только учебный. С помощью рисования ребенок познает окружающий его мир, очевидцем которого является и который играет в его жизни важную роль. Даже глядя на наивный детский рисунок, можно судить о его творческих способностях, воображении, наблюдательности, внимательности, чувстве цвета, ритма и композиции.
Только художник, действительно любящий своё дело, может рисовать хорошие пейзажи. Любовь, уважение к природе, ко всему вокруг должно приходить из детства. Это видно, например, в работах молодого белорусского художника Василия Пешкуна (Рисунок 1).
Рисунок 1. В. Пешкун «Нежданная оттепель в деревне», х/м
Искренняя, по-детски наивная любовь автора к простому и чистому видна на протяжении всей его творческой карьеры. Родные уголки природы, близкие ему красками, ощущениями, светом, которые переполняют его, города, в которых он находился – все это легло в основу творчества Василия Пешкуна (Рисунок 2).
Фантазии художника остались именно там, где он увидел, прочувствовал и осознал свою радость и близость ко всему, что его согревает. Василий Пешкун "видит неиссякаемый источник красоты и созидательной энергетики в бесконечности природы", поэтому обращается больше всего в своем творчестве к жанру пейзажа.
Рисунок 2. В. Пешкун «Мокрый проспект», х/м
"Пейзаж для Василия Пешкуна – это пространство, где живет человек, конкретное место на географической карте с его ландшафтными и архитектурными особенностями, духовно-символическое пространство, где формируется характер, образ мышления, эстетические ценности личности" [3]
Собственное ощущение пространства, субъективный взгляд на мир передает художник в своих картинах, стремясь постичь глубинную связь природы и человека. Творческое наследие выдающихся белорусских пейзажистов и достижения французских импрессионистов в области взаимоотношения цвета и света поспособствовало формированию мировоззрения и особенной живописной манеры художника.
Рисунок 3. Л. Медведский «Обыкновенный пейзаж», бум., гуашь
Прекрасным представителем современной белорусской пейзажной живописи также является талантливый художник и педагог Леонид Медведский. Его работы представляет собой органичный сплав интересных и всегда разных колористических решений, а также своеобразное видение мира, тяготеющего к абстракции (Рисунок 3).
Несмотря на видимый уход от изобразительности, пейзажи Леонида Медведского все написаны с натуры, непосредственно на природе. Его творчество радует легкостью и живостью, разнообразием композиций, графичностью мазка и свободным владением материалом. Каждая работа этого художника – это как будто вдохновение, озарение, когда работаешь четко, быстро и на одном дыхании.
В произведениях Медведского есть что-то общее с детским рисунком, который рождается всегда только по вдохновению ребенка, по его желанию изобразить внезапно появившийся образ. И художник, и ребенок искренен в момент творчества, в момент своего сиюминутного впечатления, рисуя от души, импровизируя, повинуясь руке и творческой экспрессии цвета, линии, пятна.
Пейзаж по своей природе – искусство, в котором только в результате искреннего отношения к природе и всему окружающему может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Цветовые оттенки в пейзаже передают в картине гамму чувств, не прибегая к четко обозначенному сюжету, действию. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли – в этом его сила.
Таким образом, пейзажная живопись имеет огромное значение в становлении ребенка как личности. Ведь детям просто необходимо, особенно в наше время виртуальных соблазнов, прививать художественный вкус, любовь к природе и всему живому, умение находить и ценить красоту в том, что нас окружает. И важно не то, какими средствами и методами выражается человек, а какую внутреннюю суть содержит предмет его творчества. Только искренние, написанные от души пейзажи могут пробудить в ребенке, чувства, эмоции, найти отклик, такой же чистый и открытый.
Список цитированных источников:
Петров В.А. А. Саврасов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Альбом / В.А. Петров. – М., Изобразительное искусство, 1983. – 48 с.
Учебно-методическое пособие по теории искусства для студентов ХГФ. Учебное пособие. – Витебск, 2009 г. - 144 с.
Носкова, О. / О. Носкова // Василий Пешкун [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://peshkun.ru/index.php?dir=bio&lng=ru. – Дата доступа: 20.01.2012.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.