Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
Канциял Е.В., учащаяся 4 курса
(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Юржиц С.Л., преподаватель
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в системе образования. Предполагаемое применение новых форм и методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, способствует использованию новых информационных технологий в начальной школе, в частности на уроках немецкого языка, так как в настоящее время обучение иностранным языкам начинается с первого класса.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
По мнению Е.С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам [1].
На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Научная новизна использования новых информационных технологий состоит в том, что информационные технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся.
С применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке для закрепления умения и навыков знаний учащихся, достигается значительное повышение мотивации обучения путем использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере. Контролирующую и обучающую функции выполняет компьютер, который является беспристрастным и абсолютно объективным, что является для учащихся немаловажным фактором при выполнении проверочных и контролирующих работ.
Таким образом, среди всех технических средств обучения иностранному языку, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает самое значительное воздействие на ход обучения, становится мощным катализатором в системе обучения иностранным языкам. С помощью компьютерной техники и различных программ успешно решаются проблемы повышения мотивации и мыслительной речевой деятельности учащихся.
В современном мире знание иностранного языка является неотъемлемой частью учебной деятельности, поэтому повышается спрос на различные обучающие программные комплексы, предназначенные для обучения школьников; в связи с этим возникает необходимость их создания. Включая во внимание этот фактор, было разработано программное средство «DEUTSCHWELT», которое предназначено для обучения школьников немецкому языку. Оно позволяет изучать теоретический материал, выполнять практические задания. Использование словарей (немецко-русского и русско-немецкого) дает возможность быстрого поиска нужных слов, их перевода, правильности написания и т.п. в программе присутствует возможность просмотра видео-уроков.
Рисунок 1 – Главная окно программы «DEUTSCHWЕLT»
Теоретическая часть включает темы наиболее важные для практического овладения языком. В разделе «Морфология» это «Артикль», «Предлог», «Существительное», «Местоимение», «Прилагательное», «Глагол». Синтаксис представлен темами «Простое предложение» и «Сложное предложение». После изучения теоретической части школьники научатся узнавать и понимать грамматические формы и конструкции при аудировании и чтении, в устной и письменной речи пользоваться различными грамматическими формами и конструкциями, будут владеть базовым уровнем знаний грамматического строя немецкого языка [2], [3].
Как правило, после изучения теоретического материала нужно закрепить и проверить полученные знания. Для этих целей очень удобно использовать тесты или тестирующие программы. Исходя из этого в программном средстве «DEUTSCHWELT» содержатся тесты по основным темам: «Существительное», «Прилагательное», «Глагол» и др.
Изучение материала происходит в наглядной доступной форме, что не отталкивает детей от процесса обучения, а вызывает интерес. После изучения тем предлагается возможность ребятам ответить на вопросы тестов. Результаты оцениваются по десятибалльной шкале, т.е. баллы начисляются в зависимости от количества правильных ответов.
Изучение иностранного языка трудно представить без использования различных словарей. Поэтому в данном приложении имеется словарь, который позволяет переводить слова с русского языка на немецкий язык и наоборот. Также в нем предоставляется возможность поиска нужного слова. Поиск определенного слова осуществляется при выборе соответствующей буквы.
Рисунок 2 – Словарь
Для более быстрого запоминания и усвоения информации на уроках иностранного языка очень удобно использовать видеоматериалы. Ведь когда школьники видят на экране компьютера схемы, красочные картинки, сопровождающиеся звуковыми комментариями, пояснениями, они лучше воспринимают и осваивают новый сложный материал. [3].
Видео-уроки позволяют младшим школьников, которые только начинают изучать немецкий язык, достаточно быстро выучить немецкий алфавит, научится считать до десяти, выучить основные цвета и глаголы, научится составлять простые предложения и др.
Рисунок 3 – Просмотр видео урока
Использование интерактивных технологий, в частности компьютерных, эффективно в обучении немецкому языку младших школьников. Так, при изучении букв немецкого алфавита класс был разбит на две группы: первая группа учила алфавит с помощью просмотра видео-уроков, а вторая группа не использовала данный наглядный материал. В результате выяснилось, что первая группа за равное отведенное время лучше запомнила буквы алфавита (результат исследования представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Результат проведения исследования
В современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках языка. Младшему школьнику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень знаний, умений и навыков. Использование ПК на уроках показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, они не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.
Обучение иностранному языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и что самое главное, её результаты. Совершенствование методики преподавания языка с использованием компьютерных технологий позволяет интенсифицировать процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учёбе, но и даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях.
Список цитированных источников:
Полат, Е.С. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Е.С. Полат М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
Паремская, Д.А. Практическая грамматика (немецкий язык): Учебное пособие / Д.А. Паремская Мн.: Выш. шк., 2003. – 350 с.
Канаева, В.М., Агапова, С.Г. Из опыта творческой группы учителей по проблеме: «Компьютеризация учебного процесса в школе» / В.М. Канаева, С.Г Агапова. Иностранные языки в школе – 1992. – № 3-4. – С. 86-88.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.