logo
Конференция_Мир Детства 1

Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников

Столярова М.Г., учащаяся 4 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Мануйленко Л.Н., магистр педагогики

Анимационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи анимационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в фильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение [1].

Цель исследования: проанализировать влияние анимационных фильмов на появление тревожности и агрессивности у младших школьников.

Задачи исследования:

1) выявить наиболее предпочитаемые анимационные фильмы и их героев;

2) определить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир анимации;

3) разработать рекомендации по просмотру анимационных фильмов детьми.

Нами был проведён опрос учащихся младших классов (1-4) с целью выяснить наиболее предпочитаемые фильмы и герои фильмов. В анкетировании приняло участие 145 человек. Анализ результатов анкеты показал, что на момент исследования наиболее часто встречающимися анимационными фильмами, которые смотрят дети, являются фильмы иностранного производства: "Шпионки" - его смотрят 80% опрошенных, "Шрек" - 75%. Анимационные фильмы российского производство, такие как «Винни-Пух», «Золушка» и др., назвали 15% и 10 % соответственно. Исключением является мультфильм 2004 г. «Алеша Попович и Тугарин змей», его назвали 45 % детей. В качестве наиболее предпочитаемых героев мальчики выбрали Человека-паука, Черепашек-ниндзя и Трансформеров. Из этого следует, что мальчики предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями.

Девочки выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев Микки Мауса, Русалку, Аладдина, Золушку, Принцессу Лебедь. Объясняя это тем, что, они веселые, смешные, добрые, попадают в смешные ситуации. В этих ответах присутствует момент одобрения юмора героя, сопереживания ему, выбор такого качества героя как доброта.

При обработке анкет было выявлено две группы ребят. В первую группу вошли 19 мальчиков и девочек, смотревших ранее и просматривающих анимационные фильмы только иностранного производства. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли так же 19 мальчиков и девочек, просматривающих фильмы и российского производства. В экспериментальной и контрольной группах был проведен "Детский тест тревожности", разработанный американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей. В результате исследования учащихся, составляющих экспериментальную группу, выявлено, что просмотр фильмов иностранного производства, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение их уровня тревожности. Так у:

Таким образом, в ходе исследования мы выявили, что:

1. Яркость анимационного фильма позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.

2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии, а ведь анимация – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.

3. В младшем школьном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно, поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток  насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.

4. Через анимационные фильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия.

Результаты данного исследования показали, что просмотр зарубежных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым - животным и маленьким детям. Российские анимационные фильмы - более умные, мудрые. Они учат ребят добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю. А отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются. Мы разработали следующие рекомендации для родителей по выбору анимационных фильмов:

  1. Героями анимационных фильмов часто бывают животные, сюжет фильма должен учить любить животных.

  2. В сюжете должны быть ситуации помогающие изучать окружающий мир, учить дружить, учить выполнять свои обязанности, поэтому герои должны примером показывать, как нужно выполнять те или иные действия.

  3. Отказаться от просмотра анимационных сериалов. У фильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.

  4. Смотреть фильмы не более 2-х часов в неделю.

  5. Пересказывать сюжет фильма родителям.

  6. Читать произведения, по которым поставлены анимационные фильмы (например, прочитал В.Носова «Незнайка и его друзья» - посмотрел фильм, поставленный по мотивам рассказа) и сравнивать сюжеты фильма и книги.

Следует отметить, что для детей в искусстве анимации сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль анимационных фильмов в процессе формирования личности человека колоссальна, поэтому важно понимать, что к их просмотру нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.

Список цитированных источников:

  1. Бородин, Г.А. О нашем союзмультфильме / Г. Бородин. – М. 2005. – 120 с.