Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
Столярова М.Г., учащаяся 4 курса
(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Мануйленко Л.Н., магистр педагогики
Анимационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи анимационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в фильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение [1].
Цель исследования: проанализировать влияние анимационных фильмов на появление тревожности и агрессивности у младших школьников.
Задачи исследования:
1) выявить наиболее предпочитаемые анимационные фильмы и их героев;
2) определить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир анимации;
3) разработать рекомендации по просмотру анимационных фильмов детьми.
Нами был проведён опрос учащихся младших классов (1-4) с целью выяснить наиболее предпочитаемые фильмы и герои фильмов. В анкетировании приняло участие 145 человек. Анализ результатов анкеты показал, что на момент исследования наиболее часто встречающимися анимационными фильмами, которые смотрят дети, являются фильмы иностранного производства: "Шпионки" - его смотрят 80% опрошенных, "Шрек" - 75%. Анимационные фильмы российского производство, такие как «Винни-Пух», «Золушка» и др., назвали 15% и 10 % соответственно. Исключением является мультфильм 2004 г. «Алеша Попович и Тугарин змей», его назвали 45 % детей. В качестве наиболее предпочитаемых героев мальчики выбрали Человека-паука, Черепашек-ниндзя и Трансформеров. Из этого следует, что мальчики предпочитают идентифицировать себя с супергероями, наделенными сверхвозможностями. Эти герои применяют активные оборонительные действия и из всех ситуаций выходят победителями.
Девочки выбрали в качестве предпочитаемых мультгероев Микки Мауса, Русалку, Аладдина, Золушку, Принцессу Лебедь. Объясняя это тем, что, они веселые, смешные, добрые, попадают в смешные ситуации. В этих ответах присутствует момент одобрения юмора героя, сопереживания ему, выбор такого качества героя как доброта.
При обработке анкет было выявлено две группы ребят. В первую группу вошли 19 мальчиков и девочек, смотревших ранее и просматривающих анимационные фильмы только иностранного производства. Эти учащиеся составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошли так же 19 мальчиков и девочек, просматривающих фильмы и российского производства. В экспериментальной и контрольной группах был проведен "Детский тест тревожности", разработанный американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей. В результате исследования учащихся, составляющих экспериментальную группу, выявлено, что просмотр фильмов иностранного производства, в которых присутствуют конфликты, драки, сражения, перестрелки, убийство, влияет на повышение их уровня тревожности. Так у:
70% детей имеют высокий уровень тревожности;
20% детей - средний уровень;
10% детей имеют низкий уровень тревожности.
Таким образом, в ходе исследования мы выявили, что:
1. Яркость анимационного фильма позволяет легко привлечь внимание ребенка. В результате ребенку не надо прилагать усилия, чтобы научиться концентрировать внимание. Развивается неспособность к концентрации внимания, и в школе ребенок не может высидеть урок и запомнить весь материал.
2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии, а ведь анимация – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.
3. В младшем школьном возрасте речь ребенка развивается наиболее интенсивно, поэтому важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.
4. Через анимационные фильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия.
Результаты данного исследования показали, что просмотр зарубежных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии, которые нередко реализуются в отношении к более слабым - животным и маленьким детям. Российские анимационные фильмы - более умные, мудрые. Они учат ребят добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь к каждому маленькому зрителю. А отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются. Мы разработали следующие рекомендации для родителей по выбору анимационных фильмов:
Героями анимационных фильмов часто бывают животные, сюжет фильма должен учить любить животных.
В сюжете должны быть ситуации помогающие изучать окружающий мир, учить дружить, учить выполнять свои обязанности, поэтому герои должны примером показывать, как нужно выполнять те или иные действия.
Отказаться от просмотра анимационных сериалов. У фильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.
Смотреть фильмы не более 2-х часов в неделю.
Пересказывать сюжет фильма родителям.
Читать произведения, по которым поставлены анимационные фильмы (например, прочитал В.Носова «Незнайка и его друзья» - посмотрел фильм, поставленный по мотивам рассказа) и сравнивать сюжеты фильма и книги.
Следует отметить, что для детей в искусстве анимации сделаны шедевры, которые настраивают их на целостное отношение к миру. Роль анимационных фильмов в процессе формирования личности человека колоссальна, поэтому важно понимать, что к их просмотру нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам.
Список цитированных источников:
Бородин, Г.А. О нашем союзмультфильме / Г. Бородин. – М. 2005. – 120 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.