Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
Пономарева М.А., кандидат психологических наук, доцент
(г. Минск, Академия управления при Президенте Республики Беларусь)
Большинство исследователей девиантного поведения считают, что агрессия детей обусловлена средовыми факторами (Бэрон Р., Ричардсон Д., 2001) [1, с. 14]. В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность (Платонова Н.М., 2004) [2, с. 9]. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является семейное неблагополучие.
На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы [3, с. 22]. Формы проявления агрессивности в семейных отношениях разнообразны и включают в себя прямое физическое насилие, оскорбления, холодность, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут сами демонстрировать агрессивное поведения, актуализируя стремление подражать такому способу взаимодействия у детей.
На проявление агрессивности ребенка оказывает влияние стиль семейного воспитания. Родители, применяющие суровые наказания даже за незначительные поступки, использующие гиперопеку, или, напротив, практически не контролирующие поступки и занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с их агрессивными проявлениями.
Анализируя связь социализации ребенка и семейных условий, можно представить типологию семейных факторов агрессивного поведения детей:
фрустрация базовых потребностей ребенка (например, холодная мать и суровый отец);
жестокое обращение с ребенком (грубость, оскорбления, запугивание, доминирование запретов);
наблюдение за «успешным» агрессивным поведением;
физическое насилие по отношению к ребенку;
гиперпротекция (чрезмерное количество указаний, повышенная тревога за здоровье ребенка);
потворствование (недостаточность требований);
острая травма или утрата.
В целом, агрессивное поведение в семье формируется по следующим механизмам:
- подражание и идентификация с агрессором;
- реакция протеста на фрустрацию базовых потребностей;
- защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка.
Одним из важнейших механизмов, на основе которых формируется детское поведение, является подражание. Ребенок наблюдает за тем, как другие люди проявляют или контролируют свою агрессию, и подражает им в этом. Таким образом, его собственное агрессивное поведение формируется и определяется тем, что он наблюдает в поведении других.
Вторым механизмом, благодаря которому усваивается агрессивное поведение, является подкрепление. Когда какое-либо поведение вознаграждается, оно имеет тенденцию чаще повторяться в будущем; когда же оно наказывается, вероятность его повторения снижается. Агрессивные действия являются в значительной степени реакциями, приобретенными в результате научения, а подкрепление оказывается важнейшим фактором агрессии.
Чем более важными, влиятельными, успешными и привлекательными оказываются люди, тем чаще дети будут им подражать. Они будут больше подражать людям, которых они чаще видят. Обычно именно родители отвечают всем этим критериям и служат основными моделями для ребенка в первые годы его жизни. Поскольку родители являются как основными источниками подкрепления, так и главным объектом для подражания, будущее агрессивное поведение ребенка во многом зависит от того, как родители обращаются со своим ребенком, и того, как они ведут себя сами.
Таким образом, дети подражают агрессивному поведению своих родителей. Оказавшись в ситуации, где он обладает превосходством, ребенок ведет себя по отношению к другим точно так же, как ведут себя по отношению к нему его родители. Если они проявляют агрессивность, он будет делать то же самое. Наказание учит его не проявлять свою агрессивность дома, но оно также учит его, что агрессия допустима, если проходит безнаказанно. Независимо от намерений родителей, дети будут продолжать делать то, что делают, и говорить то, что говорят их родители.
Подкрепление, подражание и наблюдение проявлений агрессии других людей могут объединяться, вырабатывая схемы агрессивного поведения. У детей формируются организованные взаимосвязанные представления об уместности агрессии, обстоятельствах, в которых она может или должна происходить, а также о том, в какой форме она должна выражаться, например, в виде вспышек гнева или физического нападения на другого человека. Вероятность того, что схемы агрессии будут формироваться и приводить к агрессивному поведению, может увеличиваться при наличии в окружении ребенка определенных факторов риска, например, распространенности насилия в семье. При активизации этих схем агрессивное поведение может превращаться в самоподкрепляющийся процесс, поддерживаемый стабильностью схем агрессии, которые выработал данный индивид (Берковиц Л., 2001).
Агрессивные и неагрессивные дети часто воспринимают и интерпретируют сигналы от окружающих по-разному. Агрессивные дети ожидают от окружающих опасность и враждебность, в своих проблемах винят окружающих и обстоятельства, имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию, редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие, часто не думают о последствиях своих поступков, ценят месть превыше дружбы, менее склонны к компромиссам, чем другие дети, полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты.
Агрессивные дети в основном эгоцентричны, искаженно воспринимают окружающих мотивы поведения окружающих, приписывают враждебные намерения окружающим. Необходимо учить этих детей разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы, находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям, определять, что думают и чего хотят окружающие. При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет вам постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Если вы научите такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением, то проявления агрессивности перестанут быть проблемой.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в следующих основных направлениях:
Обучение детей конструктивным способам выражения гнева;
Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
Обучение детей приемам саморегуляции;
Развитие эмпатии.
Таким образом, на проявления агрессивности у детей значительное влияние оказывают семейные факторы. Ранняя терапия антисоциального поведения у дошкольников и младших школьников могла бы предотвратить развитие тяжелых агрессивных расстройств в подростковом возрасте. Трансформация гиперактивности в агрессивность, а агрессивности в делинквентность может быть предупреждена социально-психологическими мерами, направленными на его семью и дальнее социальное окружение.
Список цитированных источников:
Бэрон, Р. Агрессия / Бэрон, Р., Ричардсон Д. – СПб: Питер, 2001. – 352 с.
Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Н.М. Платонова; под ред. Н.М.Платоновой.- СПб: Речь, 2004. – 336 с.
Берковиц, Л. Агрессия; причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 512 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.