Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
Солодкова А.Ф., доцент
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Приоритетным направлениям современной педагогической теории и практики является формирование творческого потенциала учащихся. Особая роль в формировании творческой личности принадлежит трудовому обучению. Здесь учащиеся включаются в разные виды деятельности, вооружаются специфическими «технологическими» знаниями и умениями, учатся применять их в нестандартных ситуациях, выполняют учебные и творческие задания, приобретают трудовой творческий опыт.
Творческое задание, как правило, включает в себя постановку одной или нескольких задач, содержит основные требования к изделию.
Процесс решения творческой задачи складываются из нескольких этапов: 1. Понимание условия задачи. Понять – раскрыть существенное в предмете, явлении. Осознание проблемы. 2. Поиск решения задачи, возникновение замысла ее решения, составление плана действий по созданию новой конструкции. 3. Практическая работа над задачей. Создание объекта. 4. Использование объекта в действии. Анализ решения творческой задачи. Возникновение новых идей.
За урок, как правило, школьники справляются с решением 1-2 задач. Иногда при изготовлении некоторых изделий можно сформулировать несколько задач. В таком случае распределить их между учащимися нужно так, чтобы каждый из детей думал над решением предложенной ему задачи.
В содержании творческих задач чаще всего заключено противоречие. Постановка задания или вопроса к задаче ведет к возникновению проблемной ситуации. Осознание ее, постановка проблемы является началом творческого поиска, осуществляемого в процессе мышления, а решение проблемы – содержанием творчества. Проблема – центр, ось, стержень, вокруг которого развертываются, вращаются, пульсируют все мыслительные процессы. [1, 41]
В начальных классах на уроках труда имеют место разные типы заданий (конструкторские, технологические, организационно-технические). Учащиеся овладевают методами решения творческих задач.
Выполнение творческого задания всегда связано с осуществлением тех или иных процедур творческой деятельности: перенос ранее приобретенных знаний и умений в новую ситуацию; видение новой функции объекта; видение других проблем в знакомых ситуациях; понимание и обоснование структуры объекта; нахождение альтернативных способов решения; актуализация прежних знаний.
Существенным для организации творческой деятельности учащихся является четкое представление этапов творческого процесса, чтобы знать, на каком э тапе чего можно достигнуть, какие творческие качества сформулировать у детей, при изготовлении какого изделия целесообразно предложить задачу того или иного типа, или побудить учеников самим сформулировать ее.
Формировать у учащихся начальных классов умения выполнять и составлять творческие задания можно в следующей последовательности:
I этап. Учить учащихся анализировать устройство объекта. Четкое представление конструкции изделия, его назначения способствует пониманию проблемы, вытекающей из уяснения условия задачи. В дальнейшем ученик самостоятельно может сформулировать условие задачи, поставить вопросы, наметить пути ее решения.
Анализ объектов труда можно проводит в вопросно-ответной форме, используя комментированное чтение графических изображений, памятки, под руководством учителя или самостоятельно. Памятка по анализу объекта труда может быть использована при самостоятельном изучении учащимися конструкции изделия, при конструировании по образцу, рисунку, по собственному замыслу и др.
II этап. Демонстрация и анализ нескольких вариантов одного и того же изделия, отличающихся друг от друга рядом признаков, способствуют формированию у учащихся умения сравнивать объекты между собой, устанавливать между ними сходство и различия, обращаться к прошлому опыту конструирования, опираться на прежние ассоциации и вновь образованные. Учащиеся в процессе анализа образца могут предложить новые варианты изделия того же назначения при сохранении главных признаков.
III этап. После того, как школьники научатся точно воспроизводить объекты труда, сравнивать их между собой, можно предложить им задания творческого характера. Практический опыт учащихся небогат, поэтому лучшие сконцентрировать внимание на решении одной задачи.
Весьма существенным в формировании у учащихся умений выполнять задания творческого характера является критический анализ выполненных вариантов изделий.
IV этап. Научить учащихся составлять собственные варианты заданий творческого характера. В этом случае не учитель предлагает задания, а учащиеся их формируют на основе предварительного анализа образца изделия. [Например: III класс. Объект труда – прихватка. Задания, составленные школьниками: изменить форму прихватки; выбрать другой шов для соединения деталей изделия; увеличить количество деталей в прихватке; сделать подвеску; украсить прихватку тесьмой; сделать прихватку из гладкокрашеной ткани и украсить вышивкой.]
Задания, сформулированные учениками, анализируются в классе, отмечается их целесообразность. Можно выбрать наиболее интересное из них и предложить учащимся его выполнить. Дети могут выполнить по желанию понравившееся им задание.
Таким образом, системное выполнение школьниками творческих заданий разного типа, приобретение умения самостоятельно составлять творческие задачи обогащают творческий опыт учеников. Творчество – уникальный процесс, в результате которого школьники могут раскрыться во всем своем многообразии и неповторимости.
Список цитированных источников:
1. Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества: Моногр. – М.: Высш. шк., 1989. – с. 41
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.