logo
Конференция_Мир Детства 1

Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе

Журавская К.А., учащаяся 1 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Данилевич Т.А., преподаватель

Важность экологического воспитания детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Главной задачей является формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Только в этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты – решительно отвергаться, какую бы прибыль их внедрение не сулило. Проблема охраны природы становится, таким образом, проблемой этики [1, с. 31].

В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь отмечается, что «на I ступени (начальная школа) общего среднего образования решаются также задачи: накопление и развитие знаний об окружающем мире, становление научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде» [2, с.10–11].

Программа курса «Человек и мир» требует постоянного внимания к воспитанию бережного отношения детей к природе, раскрытию эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей. На уроках «Человек и мир» дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.

Исходя из актуальности проблем экологического образования и воспитания, нами была выбрана тема исследования: «Воспитание экологической культуры младших школьников».

Целью исследования стало изучение педагогических технологий по формированию у младших школьников знаний о правилах поведения в природе.

В курсе «Человек и мир» большое внимание уделяется формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой – одна из задач охраны природы, ступенька к формированию экологической культуры.

Экологическая культура – это высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельностью, степень развития индивидуального экологического сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей средой [1, с. 96].

На природоведческих экскурсиях внимание детей обращается на конкретные примеры невыполнения правил поведения людей в природе: показываются дерево с обломанными ветками, стволы деревьев с надписями на них, вытоптанная трава, покрытая бумажным мусором и т.п. При этом учащимся предлагается внимательно посмотреть кругом и сказать, какие чувства вызывает у них окружающая природа. Отталкиваясь в ходе беседы от этих примеров, опираясь на них, учитель формирует правила отношения к растениям, сбора плодов и семян:

На экскурсиях детям даются задания по наблюдению за птицами и другими животными – обитателями леса. С учащимися обсуждаются вопросы о том, как наблюдать за животными в лесу, чтобы не нарушить нормального течения их жизни, чтобы детям были понятны и доступны правила (например, здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса), учитель разъясняет их, вводит научные понятия. Например, птицы и звери в неволе погибают от авитаминоза, так как в неволе не получают в достаточном количестве свежего воздуха, солнечного света, свежего корма. Причиной гибели является также и нервное потрясение (стресс), вызванное переменой обстановки, перевозкой и т.д. детям сообщается об особенностях поведения зверей и птиц в природе. Например, учитель рассказывает, что детёныш лося обычно лежит один, затаившись, а мать подходит к нему только покормить. На уроке можно прочитать рассказы натуралистов о судьбах зверей и птиц, взятых людьми из лесу. Итогом таких рассказов могут служить слова: «Любой зверь и птица не игрушка, и нельзя, руководствуясь только своим зачастую эгоистическим желанием, забирать его из привычной и необходимой ему природной среды» [3, с. 27].

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения учащимися знаний о правилах поведения в природе можно использовать метод познавательных и практических задач. Способом раскрытия познавательной задачи может быть короткий рассказ, в котором описывается определённая ситуация, близкая жизненному опыту и интересам младших школьников. А закончить рассказ можно заданием найти правильное решение вопроса в создавшейся ситуации. Например, на уроке «Птицы» учащимся можно предложить решить задачу о совёнке: «… Ребята, отправились на прогулку в лес и вдруг увидели на дорожке совёнка. Он был смешной и беспомощный – перья торчали в разные стороны, крылья совсем маленькие, летать он ещё не умел. Ребята посмотрели вокруг, но гнезда совы нигде не увидели. Они забеспокоились, что совёнок погибнет теперь… Что же с ним делать, как помочь?» Учитель обращается к детям: «А как поступили бы вы, ребята, в подобной ситуации? Объясните и докажите правильность своего решения».

При изучении жизни диких животных детям можно предложить решить подобные задачи о белках, ежах, зайцах, которых дети часто из леса приносят домой. Исходя из ситуации, изложенной в рассказе, ребёнок должен выбрать вариант поведения в природе.

В работе по формированию знаний учащихся по правилам поведения в природе можно использовать метод творческих заданий. Дети получают задания: составить рассказы по картинкам, написать сочинение по картине, нарисовать плакат об охране природы и т.п. Например, в качестве домашнего задания можно предложить детям подготовить плакаты о правилах поведения в природе. Предварительно на уроке показать образцы подобных плакатов, изготовленных в типографиях, нарисованных другими детьми, обратив внимание на содержание надписи на плакате: она должна призывать людей к охране природы, к соблюдению правил поведения в природе. Плакаты учащихся затем можно показать на выставках в классе, школе.

Важным приёмом в формировании у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, экскурсиях, во внеклассной работе при организации прогулок, во время работы на субботниках необходимо учить детей осторожно обращаться с растениями, ходить в лесу, парке только по тропинкам, соблюдать тишину, придерживаться правил сбора грибов, плодов и ягод.

Наглядным проявлением отношения учащихся к природе является их практическая деятельность, в которой отражаются нравственно-этические нормы, эстетические чувства, понимание научных основ охраны природы. В курсе «Человек и мир» особое внимание следует уделять формированию знаний о способах и правилах выполнения практических работ по охране природы, доступных учащимся. На основе этих знаний организуется практическое участие школьников в охране растений и животных родного края.

Перед выполнением конкретных практических работ по охране природы для учащихся необходимо провести инструктаж. Для инструктажа можно использовать небольшие памятки. Например, осенью, когда начинается массовый сбор грибов, в классе вывесить памятку: «Собирая в лесу грибы, помни, что их нельзя выдёргивать с грибницей. Грибы нужно выкручивать. Объясни это младшим ребятам».

Для осуществления подробного инструктажа учащихся по охране птиц можно использовать классный календарь природы и труда. На осенние месяцы можно дать рисунки различных типов кормушек, перечень корма, правила кормления птиц. В классе можно вывесить образцы птичьих домиков и кормушек. Зимой в календаре можно поместить рисунки синичников, скворечников, дуплянки, привести схему изготовления скворечника, дать размеры стенок, дна, крыш и летка, дать указания о выборе материала для изготовления скворечника, правила и нормы развешивания искусственных гнездовий.

Учащихся можно ознакомить с простейшими, доступными для выполнения методами борьбы с насекомыми – вредителями сада. С этой целью в классном календаре можно дать материал о правилах изготовления и развешивания ловчих поясов, об очистке деревьев от старой коры, о побелке стволов.

С целью подготовки детей к практическому участию в охране редких растений и памятников природы родного края необходимо знакомить детей, прежде всего, с объектами, подлежащими охране. Например, ранней весной учащиеся могут изготовить таблички с призывами не рвать раннецветущие растения и выставить их в лесу, в местах массового отдыха горожан.

В учебной и внеклассной работе можно использовать ролевые игры: учащиеся выступают как экскурсоводы по родному краю, участники телепередач, корреспонденты газет и т.д. Младшие школьники могут принимать участие в пропаганде природоохранных знаний среди учеников школы, взрослого населения. Для этого они могут написать маленькие статьи природоохранного содержания в школьную стенную газету. Их тематика может быть следующей: «Редкие растения и животные родного края», «Правила поведения в лесу», «Правила сбора грибов». Можно подготовить сообщения-презентации: «Как надо помогать птицам зимой», «Как охранять раннецветущие растения» и др. Можно привлечь учащихся третьих классов выступить в роли экскурсоводов у первоклассников. Учитель разрабатывает тематику и методику проведения экскурсии. Учащиеся, в своих рассказах, подготовленных для проведения экскурсии могут включить материалы, изученные ими на уроках (о растительном и животном мире, о редких видах, о мотивах и мерах их охраны), подобрать интересный материал об образе жизни отдельных птиц, зверей из научно-популярных книг и журналов.

Таким образом, целенаправленная работа с использованием педагогических технологий при изучении курса «Человек и мир» способствует формированию у младших школьников знаний о правилах поведения в природе, что является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы.

Список цитированных источников:

  1. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: Сборник статей / Науч. ред. Н.К. Катович. – Мн.: НИО, 1999.

  2. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. - № 2. – с. 10 – 11.

  3. Маглыш, С.С. Экологическое воспитание школьников / С.С. Маглыш. – Минск, 2008.