Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
Краузе С.Д., учащаяся 4 курса
(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Юржиц С.Л., преподаватель
Происходящие сегодня информационные перемены настолько стремительны и всеобъемлющи, что очевидна необходимость пересмотра подходов к образованию детей, которые будут жить в совершенно иной системе знаний и деятельностей, чем та, которая называется сегодня традиционной школой. В связи с развитием информационных технологий: локальных и глобальных электронных сетей, мультимедийных средств обучения, стремительной бытовой компьютеризацией, ‒ образование, будучи само по себе мощной информационной сферой, и владея опытом использования различных классических (не компьютерных) информационных систем, быстро откликнулось на возможности современной техники. На наших глазах возникают нетрадиционные информационные системы, связанные с обучением; такие системы естественно называть информационно-обучающими [1].
Включение компьютерных обучающих программ в процесс обучения школьников позволяет повысить эффективность обучения. Компьютерные обучающие программы, обеспечивая управление учебной деятельностью, могут служить инструментом познавательного развития детей.
Каковы же преимущества использования информационных технологий при обучении детей в школе? А они состоят в том, что использование информационно-обучающих систем:
позволяет представить учебный материал более доступно и понятно;
способствует реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность;
позволяет осуществить дифференцированный подход в обучении.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Организация теста обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных. Вместе с тем электронные средства обучения не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
Современные дети по уровню любознательности достаточно отличаются от детей «прошлого века». Поэтому старшее поколение старается как можно больше содействовать умственному и познавательному развитию своих детей, покупая различные энциклопедии, а в настоящее время все чаще различные развивающие программы и методики. Детям все интересно. Они любят наблюдать результаты своего могущественного влияния на силы природы. Процесс познания окружающего мира в большей степени, чем все другие учебные дисциплины, способствует развитию детской эрудиции.
Важной стороной личности растущего ребенка является воспитание экологической культуры. Дети познают азбуку законов жизни природы, узнают о взаимодействии растительных и животных организмов, о необходимости бережного, рачительного и разумного отношения к природной среде [2]. В процессе обучения формируется опыт оценки поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными, растениями, оказания им необходимой помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания.
В основе эстетического воспитания детей лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональным и познавательным становится условием развития эстетических чувств [2].
Уроки окружающего мира при правильной их организации дают возможность развивать важнейшие интеллектуальные качества ученика: умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Рисунок 1 – Основные разделы комплекса по основам миропознания
Электронные средства обучения при изучении основ миропознания можно использовать несколькими способами: во-первых, учитель может вести урок на основе, предоставленной в электронном виде, текстовой информации в соответствии с тематическим планом по данному предмету, при этом на экране будут отображаться все необходимые элементы, описанные в методических рекомендациях. При работе в компьютерном классе учитель организует работу учеников с интерактивными объектами, изображениями, аудио- и видеоматериалами. На рисунке 2 отражена информация, которая выводится, если выбрать тему «Что такое география?». Для детей особенно младшего возраста такое представление изучаемого материала более наглядно. Нельзя не учитывать заинтересованность ребят работой с компьютером. Всё это вызывает активизацию познавательной деятельности учащихся. Аналогично представлена информация по каждой теме курса основ начального миропознания.
Рисунок 2 – Тема «Что такое география?»
Во-вторых, учитель может систематически провести проверку полученных знаний по изученному материалу одновременно всех учеников и получить объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся. Использование такого рода приложений учителю предоставляет возможность самому составлять тесты по любой теме, определять количество вопросов и ответов на каждый вопрос с последующим использованием созданных тестовых заданий для контроля знаний по определенной теме, разделу обучаемых. Например, на рисунке 3 показан фрагмент прохождения теста по разделу «Литосфера».
Рисунок 3 – Фрагмент теста по разделу «Литосфера»
При изучении «Основ миропознания» таким способом ученики осваивают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей – естествознания, географии, обществоведения и др. в более интересной форме. Изучение природы, общества и человека способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя, управлять своим поведением.
Уроки основ миропознания не должны превращаться в уроки объяснительного чтения. Преобладающими методами должны быть наблюдения, опыты, практические работы. Чтение эффективно только при сочетании его с другими средствами обучения и должно сопровождаться вопросами, заданиями, демонстрацией наглядного материала, последующей самостоятельной работой, а в этом могут помочь различные видео уроки, включенные в электронные средства обучения. Таким способом электронные средства обучения должны разбудить у детей интерес к изучению природы и вооружить их элементарными навыками исследования природных явлений.
Применение интерактивных информационно-обучающих средств при изучении основ миропознания делают урок еще более нагляднее и интереснее. С его помощью можно добиваться более высоких учебных результатов, решать такие учебные задачи, которые невозможно решить традиционными средствами. Их использование целесообразно для мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, закреплении пройденного материала, развитии творческих способностей учащихся по предмету. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Список цитированных источников:
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. М.: Москва, 1998. – 118 с.
Виноградова, Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2005. – 187 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.