logo
Конференция_Мир Детства 1

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)

Щербинина В.П., кандидат педагогических наук, доцент

(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я.Купалы»)

О массовом, практически всеобщем нездоровье наших людей и. особенно, молодежи и детей сегодня пишется и говорится много. О том, что здоровье детей, а в итоге и народа, год от года ухудшалось на протяжении второй половины ХХ-го столетия, давно бьют в набат видные специалисты. Более того, было установлено, что главным разрушителем здоровья каждого нового поколения оказалась школа. Этот факт признавали и признают практически все министры здравоохранения и образования.

Есть ли выход из этой ситуации? А выход есть.

Профессор, доктор медицинских наук В.Ф. Базарный разработал ряд технологий по здоровьесбережению детей [1].

Режим динамической смены поз. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. Не усади! – заповедь Базарного. Телесная стойка – это стойка психическая, стойка волевая. Достигается это за счет специально сконструированных конторок, высота которых подбирается в соответствии с ростом школьника до оптимального уровня, чтобы ученик ни в коей мере не наклонялся при письме. А понятие стойкость? Образ счастливого, свободного человека – человека разогнувшегося, несгибаемого, волевого. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Режим « динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию.

Никакой преграды глазу! Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

Гендерный подход в обучении. Какими качествами должны обладать идеальные ученики, по мнению учителей? Прежде всего - это желание учиться, интерес к учебе, трудолюбие, воспитанность, усидчивость. А вот если изменить вопрос: «Какими бы вы хотели видеть юношей и девушек, заканчивающих школу?», то ответы были бы совершенно другими. Мальчики должны быть, прежде всего, уметь принимать решение, быть уверенными в своих собственных силах, целеустремленными, умеющими нести ответственность за свои поступки, иметь собственное мнение, быть надежным и мужественным. Никто даже не вспомнил об усидчивости, внимательности. Девочек же хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, добрыми, женственными, мягкими, скромными, нежными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а так же уверенными в своих силах и умеющими принимать самостоятельные решения. Значит, учим мы тех, кто желает учиться, трудолюбивых, умных, усидчивых, воспитанных, а получить на выходе должны умеющих принимать решение, уверенных. В себе, да еще мужественных юношей и женственных девушек. А кто же их этому будет учить? Из покладистых и усидчивых не вырастают самостоятельные и уверенные. Из «бесполых» учеников не вырастают настоящие мужчины и настоящие женщины - такие, какими бы мы хотели видеть своих мужей и жен, коллег и знакомых и тех людей, с которыми сводит нас жизнь. Для этого нам надо учить не просто учеников, а мальчиков и девочек. Уже в младенчестве у мальчиков и девочек вызывают восторг совершенно разные объекты, предметы и явления природы. Мальчики тянутся к более низким звукам, к более крупным предметам. Внимание же девочек сосредоточенно на более мелких предметах. В первую очередь, это красивые куклы, и все, что связано с жизнью этих « персон». Все соглашаются с тезисом: За юношей- мужчиной девушка как за каменной стеной. При этом мало кто задумывается: откуда возьмется эта самая стена-крепость в юношах, если уже многие поколения мальчиков воссоздаются по женским «лекалам» чувств и эмоций, воспитываются по законам подавления и нейтрализации законов формирования у них воли, силы духа, храбрости, доблести, мужества, лидерства [2]?

Страшные цифры обнародуют ученые: к 9-му классу 96% юношей развиваются по женскому типу, у 60-70 % девушек отмечаются симптомы мускулизации, т.е. развития по мужскому типу [1; 3].

Смешение девочек и мальчиков в школах по календарному возрасту ведет к тому, что девочки на 2-3 года старше духовно и физически опережают мальчиков. Девочки невольно становятся духовными лидерами, «моделью», под «образ и подобие» которых стал подстраиваться мир мальчиков. Но для мальчиков самое позорное и унизительное, Буквально саморазрушительное переживание - быть слабее девочек. Что происходит с ними: у одних мальчиков формируются сугубо женские черты характера, у других складывается комплекс нерватического неудачника. У девочек разрушается нравственное чувство стыда. А если к этому прибавить средства массового растления, т.е. наши средства массовой информации. В итоге мы получаем: психические завихрения, сексуальный блуд, поиск вечных удовольствий и райских наслаждений, пиво, курение, наркотики.

Хотелось бы отметить, что совместное обучение не исключает воспитания и формирования традиционно мужских и женских качеств. Разделение детей уже давно практикуется на уроках физкультуры и технологии, а также некоторых внешкольных мероприятиях. Так что элементы гендерной педагогики давно применяются там, где это эффективно.

В классе мальчики и девочки… как их учить? Умеем ли мы преподавать одновременно мальчикам и девочкам? А хорошо ли мы делаем, если начинаем обучать раздельно мальчиков и девочек?

Необходимость введения категории «гендерное измерение в образовании» обусловлена следующими факторами:

Во-первых, в последнее десятилетие именно гендерное измерение становится все более важным в оценке основных доминант и болевых точек процессов общественного и личностного развития. Во-вторых, в педагогической теории до сих пор отсутствует направление, изучающее становление гендерной идентичности, несмотря на его безусловное значение для гармоничного и полноценного развития личности, общества.

Осуществлять гендерный подход в образовании детей – это значит действовать с пониманием социального, конструктивистского происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола [4].

Принцип демократизации:

1) мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы;

2) мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений. При возникновении конфликтных ситуаций в отношениях мальчиков и девочек они рассматриваются не как конфликт между представителями пола, а как конфликт между конкретными людьми.

Принцип гуманизации:

Равноправие не означает отрицание биологических и психофизиологических особенностей и различий, а дает возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и вне учебной деятельности.

Принцип природосообразности:

Формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения их целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек.

Принцип соответствия требованиям времени:

Взаимодействие с семьей учащихся строится на основе согласования целей, задач, воспитания и обучения и, как следствие этого, на основе единства действий, требований и уважения к ребенку как представителю своего пола.

Мы не предлагаем вам мужские и женские школы, а говорим о параллельно-раздельном обучении в пределах одной школы. Нельзя никогда забывать, что перед нами не просто дети, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но:

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Обязательно очень любить.

- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно не так, как мы взрослые.

- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится свой собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

- Старайтесь. давая задания мальчикам как в д/с, так и в школе, и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности.

Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже, наделав ошибок.

- С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постоянно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску

- Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слышать и слушать.

- Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

- Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с ассиметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

Спасем мальчиков, сбережем мужчин – будет у нас народ. Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия – будет у нас крепкая семья. И родовое древо Беларуси, Родины нашей любимой, будет еще долго и счастливо шуметь над миром.

Список цитированных источников:

  1. Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. - Сергиев Посад, 2004.

  2. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. – М.: Издательский дом Федоров. Издательство «Учебная литература», 2007.

  3. Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского форума с международным участием в 3-х частях. – М.: Ключ, 2005 г. Часть 3. В.Ф. Базарный. О трагических последствиях смешанного (бесполового) воспитания и обучения в школах.

  4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.