Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
Калист Е.Л., аспирант 2 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Голешевич Б.О., кандидат педагогических наук, доцент
Эмоциональная отзывчивость, непосредственность выражения чувств, повышенная впечатлительность ребенка создают необходимые предпосылки, для эзотерического постижения художественного содержания произведений музыкального искусства. Они позволяют постигать семантику музыкального сочинения самостоятельно, приобретать личностный смысл в музыке, открывать для себя новые эмоциональные состояния, эстетические знания, ощущать душевную релаксацию. Благодаря этому реализуется принцип индивидуализации обучения, свойственный не только процессу музыкального восприятия, но и активным творческим видам деятельности на уроке. Известно, что наиболее прочными представляются знания, приобретенные самостоятельно, являющиеся катализатором непрерывного расширения интеллектуального спектра учащихся, динамизации развития их творческих способностей в процессе эвристического обучения. Это, очевидно, невозможно сказать о результатах традиционного стиля преподавания музыки, при котором методы, используемые в учебном процессе, во многом дублируются по технологиям изучения естественных и обществоведческих дисциплин. Актуальность исследования заключается в назревшей необходимости отказа от стандартизированных, канонических методов изложения учебного материала на уроке музыки.
Наиболее часто в психолого-педагогической литературе встречается понятие творческое мышление, которое характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, касающимися целей, мотивов, оценок и смыслов самой деятельности. Зачастую продуктивное мышление считают синонимом творческого мышления, оно проявляется в способности приходить к решению конкретной задачи на основе ознакомления с фактическим материалом. Мышление можно назвать творческим если в процессе интеллектуальной деятельности оно создает и закрепляет определенную систему средств для решения будущих задач [1, с. 27]. Многие авторы иногда отождествляют творческое и продуктивное мышление с эвристическим, но это не совсем верно. Следует отметить, что отличие эвристического мышления от творческого и продуктивного заключается в следующем: о творческом и продуктивном мышлении упоминают там, где речь идет о продукте этого мышления, там же, где внимание акцентируется на организации самого процесса получения этого продукта, на способах и приемах постижения нового знания, говорят об эвристическом мышлении. Таким образом, мыслить творчески и продуктивно – означает наличие навыков эвристического мышления.
Эвристические качества мышления, по мнению В.Н. Соколова, являются составляющими творческого потенциала личности и проявляются в умении осуществлять эвристическую деятельность. Обосновывая целенаправленное изучение и применение в практике преподавания основ эвристики, трансформированных в педагогическую эвристику, он указывает на невозможность развития эвристических качеств мышления естественным путем в процессе усвоения основ наук и на необходимость целенаправленного развития в процессе обучения эвристического мышления, таким образом мыслить творчески и продуктивно – означает наличие навыков эвристического мышления [1, с. 29] .
Исходя из вышесказанного, вполне понятной представляется необходимость радикального реформирования методологических основ преподавания музыки в школе. Прежде всего следует внедрять в процесс организации и проведения уроков общепризнанные в педагогической науке личностно ориентированные (проблемные, эвристические, природосообразные, развивающие, исследовательские, программированные) методы обучения и воспитания учащихся, авторами и популяризаторами которых являются Л.Н. Толстой, М. Монтесори, С. Френе, Р. Штейнер, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Ф. Каптерев, С.В. Кульневич, И.Я. Лернер, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. Принимая во внимание интонационный, эмоциональный и поисковый характер создания музыки, можно сделать вывод о том, что наиболее вероятностным и педагогически оправданным является эвристический стиль ее преподавания как учебной дисциплины.
Дополнительным аргументом в пользу педагогической целесообразности преподавания музыки эвристическими методами представляется теория сциентизма, так называемого «онаучивания искусства». Представленная теория позволяет трактовать музыкальную композицию как технологический процесс, который во многом тождественен выведению математической формулы. Это неоспоримо свидетельствует об обусловленности процесса создания художественного произведения уровнем эвристического мышления композитора. Но ведь и семантическое значение озвучиваемого сочинения является для каждого слушателя также его субъективным, прежде всего чувственным (обусловленным эмоциональностью, настроением, аффектностью состояния, страстностью), открытием. В результате наблюдается бинарное проявление музыкальной эвристики – композиционной и слушательской [2, с. 114-115].
Функциональное содержание музыкального искусства не ограничивается удовлетворением лишь эвристических потребностей слушателя. Вместе с тем необходимо признать, что многочисленные функции музыки (эстетическая, воспитательная, гедонистическая, суггестивная и др.) могут актуализироваться в условиях интимной перцепции, личностного открытия ее содержания. Подтверждением этому является творческая природа искусства, образцы которого представляются исключительно эксклюзивными объектами, отвечающими критерию «чуть-чуть». Вполне понятно, что существуют программные инварианты художественных произведений, несмотря на которые ассоциативное и, соответственно, семантическое поле учащихся бывает весьма вариативным без посредничества учителя. Именно здесь открывается педагогическая дилемма между его субъективными установками и креативностью, способностью организовать учебный процесс эвристически.
В частности, интенсификация эвристического мышления и его практического воплощения может осуществляться в различных видах художественной деятельности на уроке. Ученый-педагог Голешевич Б.О. обосновал особенности организации музыкального восприятия на основе эвристического постижения образного содержания произведений, позволяющих перевести внимание на специфику проведения вокально-хоровой работы с применением мультимедийного компьютера, им разработан оригинальный способ объективации музыкальной эвристики, названный методом «Корреляции аудио-видеоинформации и озвучиваемой нотации». Схематически он выглядит следующим образом (Таблица 1):
Таблица 1 – Вероятностный алгоритм метода «Корреляции аудио-видеоинформации и озвучиваемой нотации»
Содержание действий учителя | Форма действий | Вектор актива- ции | Форма деятельности | Содержание деятельности учащихся | ||
Организация восприятия инструментального звучания песни (попевки) | Практическое исполнение на инструменте (демонстрация фонограммы) |
|
Слушание музыки | Определение жанра, образной (литературной) основы, предполагаемого названия произведения | ||
Организация восприятия оригинального звучания песни (попевки) | Озвучивание фонозаписи (личное вокальное исполнение с аккомпанемен-том) |
|
Слушание музыки | Сличение собственных образных представлений с художественным оригиналом, определение ритмической основы произведения | ||
Нотное изображение и компьютерное озвучивание фрагментов сольфеджио песни с последующим комплексным его проигрыванием в программе Finale |
Визуально-звуковая демонстрация фрагментов мелодии песни |
|
Визуально-слуховое восприятие мелодии песни | Наблюдение за курсором с фиксацией движения мелодии, слоговое воспроизведение сольфеджио (с названием нот и возможной записью в личных тетрадях) | ||
Подбор ритмических сэмплов в программе Cubase |
Исполнение на Midi-клавиатуре |
| Практический показ на детских ударных инструментах | Демонстрация образцов ритмического аккомпанемента к мелодии | ||
Аранжировка мелодии для названного учащимися ансамбля VST-инструментов |
Вариативное музицирование |
| Словесное обоснование логики предлагаемых инструментов | Подбор возможного (оптимального) типа инструментального сопровождения к созданной композиции | ||
Озвучивание «синтетического» аккомпанемента детскому хору | Вокально-инструментальная поддержка на фоне компьютерной аранжировки произведения |
|
Хоровое пение |
«Генеральное» исполнение песни хором | ||
Интроспективный анализ результатов собственных действий |
| Интериоризация музыкального творчества |
Первичность ознакомления с инструментальным вариантом музыкального произведения объективирует осознанное определение его жанровой принадлежности, возможного содержания литературного текста, соответствующего эмоциональному настрою музыки. В процессе звучания оригинальной версии сочинения у ребёнка появляется возможность сличения субъективных представлений с образцом музыкально-культурного наследия. Это, безусловно, может считаться его собственным образовательным приобретением, значительно более устойчивым внешних назидательных воздействий учителя [3, с. 25].
Таким образом, среди необходимых педагогических условий учебного процесса, основанного на применении личностно-ориентированных методов художественного творчества учащихся, раскрывающих в свою очередь эвристические качества мышления младшего школьника на уроках музыки, можно выделить:
самостоятельное, эвристическое приобретение детьми знаний о музыке и навыков музыкального творчества, являющихся более устойчивыми в сравнении с теми, которые получены в виде вербальной информации;
реальное воплощение на практике идеи гуманизации учебного процесса, допущение изначального ознакомления детей с образцами музыкального искусства, отвечающими их эстетическим предпочтениям, несмотря на художественные достоинства произведений;
соответствие педагогических условий, созданных на уроке, массовому стремлению учащихся, не имеющих специальной музыкальной подготовки, к самостоятельным занятиям компьютерной музыкой;
умаление авторитарного поведенческого стереотипа преподавания и замена догматических, репродуктивных методов выполнения творческих заданий на уроке музыки, методами, отвечающими эвристическому генезису и интонационной природе музыкального искусства.
Список цитированных источников:
Казанцева, В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Казанцева. – Улан – Удэ, 2004. – 178 с.
Голешевич, Б.О. Эвристические основы педагогики общего музыкального образования: монография / Б.О. Голешевич. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2009 – 272 с.: ил.
Голешевич, Б.О. Интенсификация активных видов творческой деятельности учащихся на уроках музыки / Б.О. Голешевич, А.В. Крючков // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2010. – № 3. – С. 22–26.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.