Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
Орпик Н.П., студентка 2 курса
(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)
Научный руководитель – Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук,
доцент
Современные родители уделяют значительно больше внимания материальному обеспечению детей, чем их духовному развитию и становлению. Взрослые стали меньше интересоваться внутренним миром детей, их переживаниями, тревогами, успехами и неудачами, что приводит к дистанциированию их от родителей. Вследствие этого возникают недопонимания между самыми близкими людьми, всё чаще и чаще можно встретить капризных и упрямых детей. Сегодня важно уметь правильно оценить уровень эмоционально-нравственного развития ребенка, понять причины появления отрицательных черт и найти пути их преодоления.
Детские капризы - это педагогическая проблема. Именно неумение родителей и воспитателей говорить с малышом на его языке - языке игры, навязчивое поведение взрослых, пытающихся воздействовать на ребенка не адекватными его возможностям средствами и способами воспитания, приводит к неадекватному поведению детей.
Во многом влияние факторов на предупреждение и искоренение капризов ребенка зависит от создания особой развивающей среды в дошкольном учреждении. Определяющую роль в этом деле играют педагоги. Важным шагом к успеху является работа с дошкольниками. Настоящий педагог должен подобрать ключи к сердцу каждого малыша, знать, что и когда сказать, использовать ласку и строгость в нужный момент. Нельзя обойтись и без работы с родителями. Ведь единство требований в воспитании и обучении очень важный момент в формировании всесторонне развитой личности. Воспитатель группы должен вовремя, а главное тактично и ненавязчиво дать совет, рекомендацию родителям. Только во взаимодействии с самыми близкими людьми для ребенка можно достичь хороших результатов в воспитании устойчивого поведения.
С целью определения путей профилактики и преодоления капризов детей дошкольного возраста нами было проведено исследование, реализованное в несколько этапов. На первом этапе нами была изучена и охарактеризована психологическая сущность детских капризов, выявлены их признаки, определены основные причины возникновения капризов у детей дошкольного возраста. Вторым этапом исследования стало выявление в дошкольном учреждении детей, склонных к капризам, проанализированы основные факторы, вызывающие данные негативные личностные проявления. Третьим этапом стала разработка содержания совместной работы дошкольного учреждения и семьи по профилактике и преодолению капризов детей 3-4 лет.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что капризы детей – формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании [1]. В раннем и дошкольном возрасте проявление детских капризов сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением и другими аффективными симптомами. Исследованием проблемы детского эмоционального неблагополучия и капризов занимались А.И. Захаров, Л.С. Выготский, Э. Келер, Л.В. Островская, Н.Л. Кряжева и многие другие отечественные и зарубежные ученые [2; 3].
Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. В возрасте 3– 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием "Я сам", начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы.
Капризы отрицательно сказываются на развитии детей, это сигнал эмоционального неблагополучия.
Среди наиболее типичных причин возникновения детских капризов можно назвать:
неудовлетворенность повседневных жизненных нужд и потребностей;
раннее детство – критическая пора;
манипулирование взрослым;
«выяснение отношений» и потребность в общении;
отсутствие единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи, непоследовательность в требованиях
различные виды нарушения воспитания в семье.
Выявление в дошкольном учреждении детей, склонных к капризам, возможно посредством разработанной нами карты наблюдений за проявлениями капризности детей дошкольного возраста. В карте наблюдений зафиксированы 8 основных признаков, характеризующих эмоциональное состояние и поведение капризных детей: сопротивление требованиям взрослых; плач, крик, топанье ногами; двигательное возбуждение; стремление противоречить; неадекватность эмоциональных реакций; демонстративное поведение; вспышки гнева; истерики (на публике).
Данная карта позволяет оценить уровень выраженности этих признаков. Анализ полученных данных позволяет подразделить воспитанников на три группы в соответствии со степенью выраженности обозначенных признаков.
В нашем исследовании задействовано 20 воспитанников детского сада в возрасте 4 лет государственного учреждения образования «Учебно- педагогический комплекс Рожанковский детский сад-средняя школа». При проведении исследования с помощью привлечения в качестве экспертов родителей воспитанников детского сада и педагогов нами выявлено 25% детей (4 человека), имеющих высокий уровень капризности, столько же воспитанников, имеющих средний уровень капризности. И лишь 60% всех обследованных детей демонстрируют низкий уровень капризности.
Задача воспитателей и родителей – направить процесс становления воли и характера капризного ребенка в правильное русло. С целью профилактики и коррекции проявлений капризности у воспитанников дошкольного учреждения необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по следующим направлениям:
1) работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, консультаций, бесед) [4].
2) работа с детьми (проведение игр, занятий, бесед) [5].
3) включение в работу с детьми психогимнастики [6; 7].
В работе по первому направлению большое внимание уделяется работе с родителями, с целью оказания помощи в определении причин капризов у детей, формировании у родителей умения предупреждать и преодолевать капризы, а также выработке навыков общения с детьми. В программу включены с родителями такие формы как родительские собрания «Особенности воспитания капризного ребенка в семье», «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Воспитываем добротой». Консультации-беседы «О капризах и упрямстве», «Воспитание ответственности у детей», «Адаптация ребенка в детском саду», «Счастье – это когда тебя понимают» родителям предоставлена возможность самостоятельно проанализировать различные ситуации проявления капризности и упрямства детей, предложить свои варианты поведения родителей в той или иной ситуации.
Для того, чтобы родители смогли определить насколько они хорошие родители, справляются ли они со своим обязанностями воспитателей, разработаны тесты «Какие мы родители?», «Хорошие ли вы родители?».
Задача проведения круглого стола «Воспитание добром – основа нравственного здоровья» помочь родителям осознать актуальность, необходимость и возможность воспитывать добрые и гуманные отношения детей к окружающим с дошкольного возраста; формировать у родителей психолого-педагогические, валеологические знания, умения и навыки, которые помогут воспитывать ребенка, правильно строить общение и совместную деятельность с ним; развивать у родителей навыки общения и педагогической рефлексии. Для проведения данного мероприятия характерно коллективное обсуждение предложенных воспитателем «Десять заповедей родителъства», а также анализ примеров из опыта воспитания отдельных семей.
Основная цель второго направления, а именно работы с детьми, ориентирована на выработку у воспитанников правил поведения в группе, в семье, а также на развитие взаимопонимания, воспитание бережного отношения к окружающим людям.
Игры- разминки для детей создают положительные эмоции, благодаря чему способствуют предупреждению капризов. Их можно использовать как в начале, так и в середине занятия.
Игра «Ракета» дает ребенку возможность почувствовать свою значимость; «Ласковое имя» позволяет детям запоминать имена друг друга и установить контакт; «Паровозик», «Салют», «Зоопарк» снимают напряжение у детей; «Котенок» помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию; «Потерялся ребенок» развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу; упражнение «Медвежата» направлено на мышечное расслабление; «Крепость» дает детям возможность проявить агрессию в адекватной игровой форме.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо» по произведению В.Маяковского формирует у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя. Во время игры дети узнают, что такое «Хорошо», и что такое «плохо».
Третье направление – психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастические упражнения учат детей выражать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
В предлагаемой психогимнастике основной акцент сделан на обучении элементам техники выразительных движений на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении.
Авторская программа по преодолению детских капризов успешно реализуется нами на базе государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Рожанковский детский сад-средняя школа» и убедительно доказывает свою эффективность, о чем свидетельствуют данные о снижении уровня капризности детей исследуемой нами группы.
1. Основная причина детских капризов кроется в неправильном воспитании, в неумении родителей и воспитателей говорить с малышом на его языке, в навязчивом поведении взрослых, пытающихся воздействовать на ребенка.
2. Роль воспитателя в преодолении детских капризов - разумная организация жизни и деятельности ребенка, знание его возрастных особенностей, единство требований семьи и дошкольного учреждения.
3. Сущность авторской программы заключается в снижении уровня капризности детей посредством реализации таких направлений как целенаправленная работа с родителями и детьми, а также организации с воспитанниками специального психогимнастического комплекса. Эффективность программы подтверждена экспериментально.
Список цитированных источников:
Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 432 с.
Панина, А.Г. Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов / Г.А. Панина // Возможности практической психологии в образовании. – М., 1998. – С. 49-112.
Гудкий, В. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте / В. Гудкий // Пралеска. – 1997. – № 3. – С. 25-27.
Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 217 с.
Чистякова, М.М. Психогимнастика / М.М. Чистякова. – М.: Просвещение. – 1990.– 128 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.