logo
Конференция_Мир Детства 1

Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления

Орпик Н.П., студентка 2 курса

(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)

Научный руководитель – Тарантей Л.М., кандидат педагогических наук,

доцент

Современные родители уделяют значительно больше внимания материальному обеспечению детей, чем их духовному развитию и становлению. Взрослые стали меньше интересоваться внутренним миром детей, их переживаниями, тревогами, успехами и неудачами, что приводит к дистанциированию их от родителей. Вследствие этого возникают недопонимания между самыми близкими людьми, всё чаще и чаще можно встретить капризных и упрямых детей. Сегодня важно уметь правильно оценить уровень эмоционально-нравственного развития ребенка, понять причины появления отрицательных черт и найти пути их преодоления.

Детские капризы - это педагогическая проблема. Именно неумение родителей и воспитателей говорить с малышом на его языке - языке игры, навязчивое поведение взрослых, пытающихся воздействовать на ребенка не адекватными его возможностям средствами и способами воспитания, приводит к неадекватному поведению детей.

Во многом влияние факторов на предупреждение и искоренение капризов ребенка зависит от создания особой развивающей среды в дошкольном учреждении. Определяющую роль в этом деле играют педагоги. Важным шагом к успеху является работа с дошкольниками. Настоящий педагог должен подобрать ключи к сердцу каждого малыша, знать, что и когда сказать, использовать ласку и строгость в нужный момент. Нельзя обойтись и без работы с родителями. Ведь единство требований в воспитании и обучении очень важный момент в формировании всесторонне развитой личности. Воспитатель группы должен вовремя, а главное тактично и ненавязчиво дать совет, рекомендацию родителям. Только во взаимодействии с самыми близкими людьми для ребенка можно достичь хороших результатов в воспитании устойчивого поведения.

С целью определения путей профилактики и преодоления капризов детей дошкольного возраста нами было проведено исследование, реализованное в несколько этапов. На первом этапе нами была изучена и охарактеризована психологическая сущность детских капризов, выявлены их признаки, определены основные причины возникновения капризов у детей дошкольного возраста. Вторым этапом исследования стало выявление в дошкольном учреждении детей, склонных к капризам, проанализированы основные факторы, вызывающие данные негативные личностные проявления. Третьим этапом стала  разработка содержания совместной работы дошкольного учреждения и семьи по профилактике и преодолению капризов детей 3-4 лет.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что капризы детей – формы поведения, выражающиеся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании [1]. В раннем и дошкольном возрасте проявление детских капризов сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением и другими аффективными симптомами. Исследованием проблемы детского эмоционального неблагополучия и капризов занимались А.И. Захаров, Л.С. Выготский, Э. Келер, Л.В. Островская, Н.Л. Кряжева и многие другие отечественные и зарубежные ученые [2; 3].

Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. В возрасте 3– 5 лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой приобретает новый опыт под названием "Я сам", начинает больше понимать, острее переживать эмоциональный конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы.

Капризы отрицательно сказываются на развитии детей, это сигнал эмоционального неблагополучия.

Среди наиболее типичных причин возникновения детских капризов можно назвать:

Выявление в дошкольном учреждении детей, склонных к капризам, возможно посредством разработанной нами карты наблюдений за проявлениями капризности детей дошкольного возраста. В карте наблюдений зафиксированы 8 основных признаков, характеризующих эмоциональное состояние и поведение капризных детей: сопротивление требованиям взрослых; плач, крик, топанье ногами; двигательное возбуждение; стремление противоречить; неадекватность эмоциональных реакций; демонстративное поведение; вспышки гнева; истерики (на публике).

Данная карта позволяет оценить уровень выраженности этих признаков. Анализ полученных данных позволяет подразделить воспитанников на три группы в соответствии со степенью выраженности обозначенных признаков.

В нашем исследовании задействовано 20 воспитанников детского сада в возрасте 4 лет государственного учреждения образования «Учебно- педагогический комплекс Рожанковский детский сад-средняя школа». При проведении исследования с помощью привлечения в качестве экспертов родителей воспитанников детского сада и педагогов нами выявлено 25% детей (4 человека), имеющих высокий уровень капризности, столько же воспитанников, имеющих средний уровень капризности. И лишь 60% всех обследованных детей демонстрируют низкий уровень капризности.

Задача воспитателей и родителей – направить процесс становления воли и характера капризного ребенка в правильное русло. С целью профилактики и коррекции проявлений капризности у воспитанников дошкольного учреждения необходимо проведение целенаправленной педагогической работы по следующим направлениям:

1) работа с родителями (проведение тематических родительских собраний, консультаций, бесед) [4].

2) работа с детьми (проведение игр, занятий, бесед) [5].

3) включение в работу с детьми психогимнастики [6; 7].

В работе по первому направлению большое внимание уделяется работе с родителями, с целью оказания помощи в определении причин капризов у детей, формировании у родителей умения предупреждать и преодолевать капризы, а также выработке навыков общения с детьми. В программу включены с родителями такие формы как родительские собрания «Особенности воспитания капризного ребенка в семье», «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Воспитываем добротой». Консультации-беседы «О капризах и упрямстве», «Воспитание ответственности у детей», «Адаптация ребенка в детском саду», «Счастье – это когда тебя понимают» родителям предоставлена возможность самостоятельно проанализировать различные ситуации проявления капризности и упрямства детей, предложить свои варианты поведения родителей в той или иной ситуации.

Для того, чтобы родители смогли определить насколько они хорошие родители, справляются ли они со своим обязанностями воспитателей, разработаны тесты «Какие мы родители?», «Хорошие ли вы родители?».

Задача проведения круглого стола «Воспитание добром – основа нравственного здоровья» помочь родителям осознать актуальность, необходи­мость и возможность воспитывать добрые и гуманные отношения детей к окружающим с дошкольного возраста; формировать у родителей психолого-педагогические, валеологические знания, умения и навыки, которые помогут воспитывать ребенка, правильно строить общение и совместную деятельность с ним; развивать у родителей навыки общения и педагогической рефлексии. Для проведения данного мероприятия характерно коллективное обсуждение предложенных воспитателем «Десять заповедей родителъства», а также анализ примеров из опыта воспитания отдельных семей.

Основная цель второго направления, а именно работы с детьми, ориентирована на выработку у воспитанников правил поведения в группе, в семье, а также на развитие взаимопонимания, воспитание бережного отношения к окружающим людям.

Игры- разминки для детей создают положительные эмоции, благодаря чему способствуют предупреждению капризов. Их можно использовать как в начале, так и в середине занятия.

Игра «Ракета» дает ребенку возможность почувствовать свою значимость; «Ласковое имя» позволяет детям запоминать имена друг друга и установить контакт; «Паровозик», «Салют», «Зоопарк» снимают напряжение у детей; «Котенок» помогает детям выразить свои эмоции, проявить способность к сопереживанию; «Потерялся ребенок» развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу; упражнение «Медвежата» направлено на мышечное расслабление; «Крепость» дает детям возможность проявить агрессию в адекватной игровой форме.

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо» по произведению В.Маяковского формирует у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умение правильно оценивать себя. Во время игры дети узнают, что такое «Хорошо», и что такое «плохо».

Третье направление – психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастические упражнения учат детей выражать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

В предлагаемой психогимнастике основной акцент сделан на обучении элементам техники выразительных движений на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении.

Авторская программа по преодолению детских капризов успешно реализуется нами на базе государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Рожанковский детский сад-средняя школа» и убедительно доказывает свою эффективность, о чем свидетельствуют данные о снижении уровня капризности детей исследуемой нами группы.

1. Основная причина детских капризов кроется в неправильном воспитании, в неумении родителей и воспитателей говорить с малышом на его языке, в навязчивом поведении взрослых, пытающихся воздействовать на ребенка.

2. Роль воспитателя в преодолении детских капризов - разумная организация жизни и деятельности ребенка, знание его возрастных особенностей, единство требований семьи и дошкольного учреждения.

3. Сущность авторской программы заключается в снижении уровня капризности детей посредством реализации таких направлений как целенаправленная работа с родителями и детьми, а также организации с воспитанниками специального психогимнастического комплекса. Эффективность программы подтверждена экспериментально.

Список цитированных источников:

  1. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

  2. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

  3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ Астрель, 2004. – 432 с.

  4. Панина, А.Г. Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов / Г.А. Панина // Возможности практической психологии в образовании. – М., 1998. – С. 49-112.

  5. Гудкий, В. Психологическая коррекция личностных нарушений в дошкольном возрасте / В. Гудкий // Пралеска. – 1997. – № 3. – С. 25-27.

  6. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 217 с.

  7. Чистякова, М.М. Психогимнастика / М.М. Чистякова. – М.: Просвещение. – 1990.– 128 с.