Экологические проекты в начальной школе
Шкаева Ю.В., студентка 4 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук,
профессор
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Одной из таких инновационных технологий является проектное обучение. В последние годы она стала широко использоваться в системах образования разных стран, в том числе и в республике Беларусь.Рассмотрим экологические проекты в начальной школе, используемые российскими и белорусскими педагогами.
Современная трактовка проектного метода – это совместная деятельность учителя и учащихся, система учебно-познавателеных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы [1, с. 145].
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальны и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей при решении какой-либо интересующей его проблемы. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, конструирование новых объектов или процессов.
Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Метод проектов преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой и др. Рассмотрим опыт российских педагогов в практике использования проектного метода обучения в начальной школе, выявим его характерные черты и особенности.
Педагогический коллектив СШ № 24 г. Бийск широко использует в своей профессиональной деятельности метод проектов, который позволяет значительно повысить интерес учащихся к учению, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Так, учителем начальных классов Н.С. Яковлевой разработан и реализован экологический проект в IV классе. Он называется «Телеканал Старика-Годовика» и может реализовываться на разных возрастных ступенях начальной школы.
Содержание проекта было таковым:
интегрированным (взаимосвязь экологического, валеологического, эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
долгосрочным, состоящим из блоков: зима, весна, каждый из которых можно использовать автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов;
предполагало работу творческих групп по интересам;
совмещало урочную и внеурочную работу;
комплексным (познавательный, творческий, игровой, информационно-исследовательский, природоохранный);
направлено на применение в разных сферах: школа, семья, досуг.
Цели проекта предусматривали : расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе в разное время года, создать условия для развития творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Этот проект был организован и реализовывался по следующим четырем этапам:
1 этап – целеполагание, погружение в проект.
2 этап – планирование деятельности.
3 этап – практически-деятельный.
4 этап – рефлексивно-оценочный.
Итогом проекта явился прямой эфир «Телеканала Старика-Годовика», который в своих передачах рассказывал об определенном времени года [2].
Проект “Наш сад сегодня и завтра” (автор Тарасова Т.И.) выполнялся, под руководством учителей, учащимися IV класса МОУ “СОО школы №1” поселка городского типа Грибановский.
Его целевая установка: выявление и расширение экологических проблем школьного сада. Он включал следующие этапы: подготовительный; основной - эколого-краеведческие исследования и практические работы; заключительный (организован в виде презентации творческих работ).
Это позволило направить учащихся на включение в активную творческую деятельность [3].
Итак, изучение опыта использования российскими педагогами проектного метода обучения в начальной школе позволяет констатировать, что ими отдается предпочтение комплексным проектам, которые содержат творческие, исследовательские, познавательные, информационные компоненты. Как правило, это интегрированные проекты, которые охватывают сразу несколько областей (краеведение, литературу, экологию, историю родного края и т.д.). Это позволяет учащимся выбрать деятельность по личным интересам.
Основные цели, выдвигаемые учителями при проектной деятельности, являются: организация поисково-исследовательской деятельности; расширение знаний детей в той или иной области; развитие оригинальности, гибкости мышления, памяти, внимания, творческих способностей.
Таким образом, изученный опыт использования проектного метода обучения в начальной школе российскими педагогами позволяет утверждать, что метод проектов широко реализуется ими в учебно-образовательном и воспитательном процессе. Использование проектного метода в обучении способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Белорусские педагоги также используют в своей практике экологические проекты. Интересные наработки в этом направлении сделаны учителем Ховхолицкой СШ Борисовского района Масловской Р.А. Она считает, что метод проектов на уроках по курсу “Человек и мир” дает возможность учителю более широко и занимательно раскрыть темы учебника, стимулирует интерес учеников к предмету, насыщает их социальный опыт, дает практические навыки взаимодействия с природой, приучает их к исследовательской работе. В экологическом проекте “Мурашы” учительница преследует цели:
организовать поисково-исследовательскую деятельность;
расширить знания о жизни муравьев;
развивать наблюдательность, умение анализировать, память, внимание, мышление;
воспитывать бережное отношение к природе [4].
Павлович О.П. в проекте “Беларускi народны касцюм” организует поисково-исследовательскую деятельность; уточняет знания о беларусских костюмах; воспитывает любовь к Родине; развивает творческие способности учащихся [5].
Проект “Деревья – наши друзья” (автор Шпилевская Т.В.) направлен на повышение уровня познавательной активности, развитие творческих и интеллектуальных способностей, формирование умений работать индивидуально и в команде. Он комбинированный,т.к. включает в себя несколько мини-проектов и исследований, направленных на подробное изучение одной темы.
Анализ изучения опыта белорусских педагогов, реализующих проектный метод обучения, позволяет сделать следующие выводы:
- метод проектов начинает занимать определенное место в практике учителей начальных классов;
- использование проектного метода в учебной деятельности помогает активизировать критическое мышление, выработать умение работать с иноформацией; учить размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения;
- данная технология может применяться на уроках разных учебных предметов;
- предпочтение отдается краткосрочным мини-проектам;
- тематика проектов разнообразна.Они определяются учителями с учетом содержания учебных предметов или близких к ним областей.
В заключении можно сделать вывод, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.Однако, он, на ряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода, гуманистической педагогики.И в настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова становится востребованным и популярным.
Список цитированных источников:
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педвузов / Е.С. Полат [и др.]; под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
2. Новолодская, Е.Г., Яковлева, С.Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения / Е.Г. Новолодская, С.Н. Яковлева // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 94-99.
3. Тарасова, Т.И. Учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы / Т.И. Тарасова // Начальная школа. – 2011. - № 2. - С.60-63.
4. Маслоуская, Р.А. Ч аму нас вучаць мурашы?(экалагiчны праект)// Пачатковая школа. – 2007. - № 6. – С.37.
5. Паўловіч, В.П. Метад праектаў у пачатковых классах / В.П. Паўловіч // Пачатковая школа. – 2005. – № 2. – С. 12-14.
МОТИВЫ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫХ
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.