logo
Конференция_Мир Детства 1

Экологические проекты в начальной школе

Шкаева Ю.В., студентка 4 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Минаева В.М., кандидат педагогических наук,

профессор

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Одной из таких инновационных технологий является проектное обучение. В последние годы она стала широко использоваться в системах образования разных стран, в том числе и в республике Беларусь.Рассмотрим экологические проекты в начальной школе, используемые российскими и белорусскими педагогами.

Современная трактовка проектного метода – это совместная деятельность учителя и учащихся, система учебно-познавателеных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы [1, с. 145].

Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитие его интеллектуальны и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей при решении какой-либо интересующей его проблемы. Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоления трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, конструирование новых объектов или процессов.

Интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной. Метод проектов преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой и др. Рассмотрим опыт российских педагогов в практике использования проектного метода обучения в начальной школе, выявим его характерные черты и особенности.

Педагогический коллектив СШ № 24 г. Бийск широко использует в своей профессиональной деятельности метод проектов, который позволяет значительно повысить интерес учащихся к учению, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Так, учителем начальных классов Н.С. Яковлевой разработан и реализован экологический проект в IV классе. Он называется «Телеканал Старика-Годовика» и может реализовываться на разных возрастных ступенях начальной школы.

Содержание проекта было таковым:

интегрированным (взаимосвязь экологического, валеологического, эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;

долгосрочным, состоящим из блоков: зима, весна, каждый из которых можно использовать автономно, в виде краткосрочных и среднесрочных проектов;

предполагало работу творческих групп по интересам;

совмещало урочную и внеурочную работу;

комплексным (познавательный, творческий, игровой, информационно-исследовательский, природоохранный);

направлено на применение в разных сферах: школа, семья, досуг.

Цели проекта предусматривали : расширить систему представлений и первоначальных понятий о природе в разное время года, создать условия для развития творческого мышления, формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Этот проект был организован и реализовывался по следующим четырем этапам:

1 этап – целеполагание, погружение в проект.

2 этап – планирование деятельности.

3 этап – практически-деятельный.

4 этап – рефлексивно-оценочный.

Итогом проекта явился прямой эфир «Телеканала Старика-Годовика», который в своих передачах рассказывал об определенном времени года [2].

Проект “Наш сад сегодня и завтра” (автор Тарасова Т.И.) выполнялся, под руководством учителей, учащимися IV класса МОУ “СОО школы №1” поселка городского типа Грибановский.

Его целевая установка: выявление и расширение экологических проблем школьного сада. Он включал следующие этапы: подготовительный; основной - эколого-краеведческие исследования и практические работы; заключительный (организован в виде презентации творческих работ).

Это позволило направить учащихся на включение в активную творческую деятельность [3].

Итак, изучение опыта использования российскими педагогами проектного метода обучения в начальной школе позволяет констатировать, что ими отдается предпочтение комплексным проектам, которые содержат творческие, исследовательские, познавательные, информационные компоненты. Как правило, это интегрированные проекты, которые охватывают сразу несколько областей (краеведение, литературу, экологию, историю родного края и т.д.). Это позволяет учащимся выбрать деятельность по личным интересам.

Основные цели, выдвигаемые учителями при проектной деятельности, являются: организация поисково-исследовательской деятельности; расширение знаний детей в той или иной области; развитие оригинальности, гибкости мышления, памяти, внимания, творческих способностей.

Таким образом, изученный опыт использования проектного метода обучения в начальной школе российскими педагогами позволяет утверждать, что метод проектов широко реализуется ими в учебно-образовательном и воспитательном процессе. Использование проектного метода в обучении способствует повышению интеллектуального и творческого потенциала учащихся, развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.

Белорусские педагоги также используют в своей практике экологические проекты. Интересные наработки в этом направлении сделаны учителем Ховхолицкой СШ Борисовского района Масловской Р.А. Она считает, что метод проектов на уроках по курсу “Человек и мир” дает возможность учителю более широко и занимательно раскрыть темы учебника, стимулирует интерес учеников к предмету, насыщает их социальный опыт, дает практические навыки взаимодействия с природой, приучает их к исследовательской работе. В экологическом проекте “Мурашы” учительница преследует цели:

организовать поисково-исследовательскую деятельность;

расширить знания о жизни муравьев;

развивать наблюдательность, умение анализировать, память, внимание, мышление;

воспитывать бережное отношение к природе [4].

Павлович О.П. в проекте “Беларускi народны касцюм” организует поисково-исследовательскую деятельность; уточняет знания о беларусских костюмах; воспитывает любовь к Родине; развивает творческие способности учащихся [5].

Проект “Деревья – наши друзья” (автор Шпилевская Т.В.) направлен на повышение уровня познавательной активности, развитие творческих и интеллектуальных способностей, формирование умений работать индивидуально и в команде. Он комбинированный,т.к. включает в себя несколько мини-проектов и исследований, направленных на подробное изучение одной темы.

Анализ изучения опыта белорусских педагогов, реализующих проектный метод обучения, позволяет сделать следующие выводы:

- метод проектов начинает занимать определенное место в практике учителей начальных классов;

- использование проектного метода в учебной деятельности помогает активизировать критическое мышление, выработать умение работать с иноформацией; учить размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения;

- данная технология может применяться на уроках разных учебных предметов;

- предпочтение отдается краткосрочным мини-проектам;

- тематика проектов разнообразна.Они определяются учителями с учетом содержания учебных предметов или близких к ним областей.

В заключении можно сделать вывод, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.Однако, он, на ряду с некоторыми другими методами, отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода, гуманистической педагогики.И в настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова становится востребованным и популярным.

Список цитированных источников:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педвузов / Е.С. Полат [и др.]; под общ. ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

2. Новолодская, Е.Г., Яковлева, С.Н. Реализация творческих проектов при изучении природоведения / Е.Г. Новолодская, С.Н. Яковлева // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 94-99.

3. Тарасова, Т.И. Учебные проекты в экологическом образовании учащихся начальной школы / Т.И. Тарасова // Начальная школа. – 2011. - № 2. - С.60-63.

4. Маслоуская, Р.А. Ч аму нас вучаць мурашы?(экалагiчны праект)// Пачатковая школа. – 2007. - № 6. – С.37.

5. Паўловіч, В.П. Метад праектаў у пачатковых классах / В.П. Паўловіч // Пачатковая школа. – 2005. – № 2. – С. 12-14.

МОТИВЫ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В НЕФОРМАЛЬНЫХ