Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
Хихлуха Е.Н., студентка 4 курса
(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)
Научный руководитель – Горленко В.П., кандидат педагогических наук, доцент
Для осуществления профилактической работы с несовершеннолетними в целях предупреждения их делинквентного поведения специалистам необходимо, прежде всего, быть компетентными в вопросах социально-правовых границ возраста, знать и понимать многогранные личностные особенности тех из них, которые могут стать или уже стали делинквентами. Возрастные и социально-психологические особенности несовершеннолетних с делинквентным поведением отражают их социальную сущность, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, нравственный и духовный мир. Взятые в развитии, во взаимодействии с социальными условиями и психологическими характеристиками, эти особенности дают полное представление о личности делинквента, а их глубокое знание предоставляет возможность более успешно разрабатывать в теории и на практике модели и методики предупреждения делинквентного поведения несовершеннолетних.
Как известно, старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Отмеченные характеристики могут выражаться как в правомерных, так и в противоправных проступках. Определяющую роль здесь играет формирующая система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности лишь усиливают значение средовых влияний, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно. В связи с этим В.И. Добреньков и А.И. Кравченко пишут: «Те, кто становится правонарушителями, отличаются самоуверенностью, дерзостью, неприязненным отношением к окружающим, обидчивостью, враждебностью и недостаточным контролем… Иногда стремление добиться успеха, выделиться превращается для подростков в дорожку, которая ведет от девиантного поведения к делинквентному» [1, c. 298–299].
Естественно, что сами по себе возрастные особенности не порождают девиантное и делинквентное поведение. Между ними нет причинной связи. Однако полностью игнорировать возрастные особенности личности несовершеннолетних при исследовании возможностей их делинквентного поведения было бы неправильно. Возрастная специфика не определяет сам выбор противоправных способов решения проблем, но она влияет на конкретные формы и ситуации противоправного поведения и, следовательно, подлежит учету при изучении механизмов делинквентного поведения. Например, инфантильность, высокая внушаемость и другие черты личности при их значительном развитии в 4–5 раз повышают криминальный риск. Такими подростками совершается не менее 10–15% всех правонарушений.
В настоящее время в научной литературе наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности подростка-делинквента, предполагающий наличие в ней двух наиболее крупных подсистем, объединяющих различные более мелкие признаки, отдельные характеристики личности, а именно: социальная и социально-психологическая. Целью нашей статьи является характеристика социальной подсистемы личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением. Данная подсистема представляет собой богатую эмпирическую информацию о социальном статусе, множестве связей и социальных ролей, которые определяют личность несовершеннолетнего делинквента как субъекта и объекта общественных отношений. «Социально-демографические свойства, – пишет Г.Г. Шиханцов, – являются существенным компонентом обобщенного представления о личности преступника (делинквента) и имеют важное значение для разработки и осуществления мер профилактики» [2, c. 113]. В рассматриваемой подсистеме мы выделим три ее основных структурных элемента.
Социальная зрелость. Социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что многим подросткам-делинквентам присуще такое свойство, как социальная несостоятельность. Вот что об этом пишет В.В. Романов, автор учебника «Юридическая психология»: «Наибольшая криминогенная выраженность лиц более молодого возраста во многом объясняется не только их большой активностью, но и в значительной мере социальной незрелостью их личности, еще не завершившимся процессом социализации, низким уровнем культуры, отношений и поведения, примитивностью интересов, ценностных ориентаций, отсутствием устойчивых жизненных планов» [3, c. 267].
Социальная незрелость несовершеннолетних влечет за собой такое свойство, как отчуждение, т. е. нахождение на определенной социально-личностной дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от школы (класса) или существенно ослабили связь с ними. В социальном плане отчуждение представляет собой как бы уход подростка из межличностного взаимодействия, который имеет существенные социальные и психологические последствия, в том числе и девиантно-делинквентного поведения. Такие подростки обычно не понимают, чего от них требует общество, или понимают, но не желают эти требования выполнять.
Правовое сознание. Правовое невежество несовершеннолетних, совершающих различного рода преступления, – одна из характерных черт их личности. Но она вполне уживается в их сознании с некоторыми правильными нравственными представлениями о добре и зле, справедливости, чести, совести и т.п. Подростки в таких случаях не осознают внутренней несовместимости искаженных и правильных представлений, которая приводит к душевному дискомфорту в конкретных ситуациях, к борьбе мотивов, особенно в начале пути, ведущего к делинквентным действиям. По мере усиления личностных деформаций все чаще – под влиянием группового давления и внутренних ориентаций и предпочтений – ослабляется и искажается система контроля и саморегуляции. Поскольку у несовершеннолетних делинквентов нарушен или деформирован нормативный контроль, они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, желаний. Словом, они характеризуются стойким нарушением социально-правовой адаптации.
На этом фоне особенно отчетливо проявляется еще один серьезный дефект правовых представлений и оценок несовершеннолетних, совершающих делинквентные поступки – отсутствие понимания того вреда, который они наносят. Они либо вовсе не задумываются над ущербом, наносимым их действиями, либо полагают, будто он наносится лишь отдельным людям, а не отношениям в обществе в целом. Значит, отсутствует представление об общественной опасности правоправных действий. Чтобы защитить свое душевное спокойствие, подростки предпочитают не замечать последствия своих действий и прибегают к своеобразной психологической защите, которая позволяет им самообманываться и искажать реальность. Способы психологической защиты весьма разнообразны: подыскивание рациональных доводов для оправдания своего неблаговидного поведения или своих неудач; перенесение собственных характеристик на других; отказ трезво воспринимать действительность; отрицание ответственности, наличие вреда, ущерба или жертвы и др.
Досуговые интересы и потребности. Стремление к достижению успехов в учебной и общественно полезной деятельности у подростков с девиантно-делинквентным поведением замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у подростков все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с субкультурной активностью подростков и молодежи. В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении.
Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения. Наличие явно выраженных негативных по своей социальной сущности потребностей и интересов к употреблению алкоголя, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах и т. п. зафиксировано не менее чем у 2/3 лиц, совершивших те или иные правонарушения [4, c. 288]. В соответствующей микросреде высокой оценкой пользуются азартные игры, выпивки, демонстрация пренебрежения к нормам общественного поведения, культивируемая вражда к определенным группам подростков и т. п.
Культурная неразвитость сужает диапазон духовных интересов, что ведет к концентрации внимания на каком-то одном (случайно выбранном или наиболее доступном) виде деятельности. Формируется прямолинейное, некритическое отношение к своему хобби, которое со временем становится заменителем духовной жизни, видом наркотика. Культурная (духовная) ограниченность сопровождается, как правило, нетерпимостью к любому инакомыслию, агрессивным отношением ко всему, что выходит за рамки собственных представлений. Социальное поведение делинквентов-подростков, входящих в состав организуемых групп, отличает ориентация на приобщение к вещественным символам городской жизни (радио- и видеоаппаратура, мотоциклы, спортивная символика и др.), демонстративность поведения, «экзотичность» внешнего вида. Вместе с тем для таких подростков характерен высокий уровень конформизма не только по отношению к своей компании, но и к обществу в целом.
Нами представлена обобщенная социально-психологическая характеристика несовершеннолетних с девиантно-делинквентным поведением. Вполне понятно, что отмеченные выше возрастные, социальные и психологические особенности несовершеннолетних с делинквентным поведением имеют различную степень выраженности, разнообразные сочетания и приводят к разным поведенческим реакциям. Тем не менее, они позволяют увидеть существенные отличия личности обычного, законопослушного подростка от того, который нарушает нравственно-правовые нормы и обладает устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения.
Список цитируемых источников:
Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т. VI: Социальные деформации / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 1074 с.
Шиханцов, Г.Г. Криминология: учеб. пособие / Г.Г. Шиханцов. – Минск: Тесей, 2006. – 296 с.
Романов, В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – М.: Юристъ, 1998. – 488 с.
Криминология: учебник / под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 1997. – 512 с.
ЧЕРЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.