Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
Манько И.П., студентка 6 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Карташев С.А., кандидат педагогических наук, доцент
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности, чувство ритма, развитие концентрации внимания, ощущение себя как части коллектива.
Специфика исполнительской деятельности учащихся на музыкальных занятиях в системе общего образования, и прежде всего на уроках музыки, заключается преимущественно в коллективной исполнительской деятельности детей. Создание исполнительского художественного образа и его воплощение происходят в значительной мере под руководством учителя, но требуют при этом активного, творческого участия всех детей.
По сравнению с вокально-хоровой деятельностью, инструментальное музицирование дает возможность детям поэкспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонаций, в том числе с широкими скачками, сопоставлением регистров, с одной и той же интонацией в различном тембровом выражении и т.д. В процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов.
К числу основных видов инструментального музицирования может быть отнесено:
- сольное, групповое и коллективное исполнение инструментальных образцов;
- исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым песням, введение дополнительной инструментальной партии или нескольких партий в качестве сопровождения к песне или музыкальной пьесе, с которой дети знакомятся в слушательской деятельности;
- импровизация, сочинение инструментальных и вокально-инструментальных композиций.
Необходимыми условиями организации процесса элементарного музицирования являются:
- наличие набора детских элементарных музыкальных инструментов;
- систематические занятия с учащимися;
- хорошее знание учителем технических особенностей и характеристик каждого инструмента, владение исполнительскими приемами, специфическими для каждого инструмента, методикой разучивания произведений;
- постепенное усложнение произведений, предназначенных для разучивания;
- индивидуальный подход к каждому ребенку [1, 4].
Разным детям в разной степени удается освоение игры на тех или иных инструментах. Успех зависит от индивидуальных особенностей ребенка: музыкальных данных, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа учителя музыки нацелена на общее ознакомление детей с инструментами, в результате которого приобретается умение применять некоторые из них в коллективном музицировании, доставляющем его участникам радость. Но ни в коем случае не следует добиваться от всех участников равноценной игры на всех инструментах, тем более качественного звучания в наиболее трудных приемах игры. Принцип «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основаны и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на них с другими аспектами музыкальной подготовки [2].
Одними из первых инструментов для ознакомления являются маракасы, трещетка-кастаньеты, пандейра, бубенцы. Примером их применения могут послужить игры «Отзовись», «Эхо».
Игра «Отзовись». Предварительно дети по очереди называют свои имена, а педагог, четко повторив каждое, прохлопывает его ритм; дети учатся делать так же. Замечаем, что в тех именах, где два удара, сильнее то первый (Ю-ра, Ка-тя), то второй (Бо-рис, И-ван); в других именах по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором (Ни-ки-та) или третьем (А-лек-сей); есть имена, на которые приходятся четыре хлопка (А-на-то-лий) или редко (Глеб).
Составляются группы детей, имена которых «прохлопываются» одинаково. Педагог должен заранее наметить такие сочетания имен конкретных детей, которые будут участвовать в игре, чтобы получились двустишия (четверостишия), желательно рифмованные. Например:
Оля, Катя, Галя, Дина, Вадим, Денис,
Витя, Юра, Коля, Дима. Иван, Борис.
Теперь дети берут инструменты в руки – кому что хочется (но можно договориться, что у девочек будут более нежные по звучанию, у мальчиков – более массивные, громкие) – и располагаются по группам, сидя или стоя вокруг педагога. Педагог называет по очереди детей, а те отвечают (каждый на своем инструменте) соответствующим ритмом в заданных педагогом динамике, характере и темпе. Педагог может «проговаривать» подряд по два или четыре имени одного ритмического рисунка, тогда все названные отвечают вместе. Изменения темпа, которые предлагает педагог, заставляют детей быть внимательными.
Игра «Эхо». После знакомства с очередным инструментом педагог играет на нем отдельные звуки (диапазон оговаривается заранее); дети находят эти звуки на своих инструментах (поочередно или по вызову). Затем следуют краткие мотивы-вопросы (предварительно надо договориться, какими звуками педагог ограничивается, - например, тремя первыми ступенями звукоряда). Дети поочередно изображают эхо на таком же инструменте; как только педагог закончит играть, нужно точно воспроизвести прозвучавшее (не только ритм, но и темп, динамику, характер).
Эхо в лесу. Педагог играет фразу, ребенок должен повторить ее окончание.
Эхо в горах. Педагог громко играет мотив из двух-трех звуков, а дети поочередно повторяют его, причем каждый следующий играет тише, а у последнего звук и вовсе «замирает».
Отгадай инструмент. Водящий подходит к столу, на котором лежат все уже знакомые детям инструменты, и становится спиной к группе. Кто-либо из детей на выбранном заранее инструменте, который находится у него, исполняет ритмический рисунок или попевку из двух-трех звуков. Водящий должен выбрать из лежащих перед ним инструментов такой же как тот, который только что прозвучал, и повторить то, что ему сыграли (или – проще – хотя бы назвать и показать прозвучавший инструмент) [2].
На начальном этапе ансамблевой игры предлагаем использовать простые упражнения для двух инструментов, например, ксилофон и металлофон:
К звуковысотным инструментам рекомендуем присоединить шумовые на сильные доли. Когда все учащиеся освоили свои партии прежде чем исполнять весь аккомпанемент, с каждой группой проводятся мини-репетиции, чтобы мобилизовать готовность исполнить на инструментах свои ритмические партии. После этого, «как на концерте», исполняется весь аккомпанемент. Корректируется динамическое развитие образа. Если в классе остались ребята, которым не хватило инструментов, они составляют самую главную группу певцов, либо исполняют аккомпанемент звучащими жестами (или на воображаемых инструментах) [3]. Рекомендуем к исполнению упражнения и партитуры для детских ансамблей (оркестров) С. Бублей «Детский оркестр», И.Г. Лаптев переложение для детского оркестра «Детского альбома» Чайковского.
Вопрос о включении детских инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался еще в 30-е годы, но до сих пор подобный опыт работы не получил достаточного распространения. Занимаются этим делом только энтузиасты да и то эпизодически. Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных для ученика музыкальных инструментах. Слушание музыки, пение во взаимодействии с инструментальным исполнением позволяют практически участвовать в творческом акте, а процесс накопления музыкальных образов становиться реальным и прочным в личном багаже ученика. Развитие исполнительских умений учащихся – это целенаправленный процесс введения их в мир духовной культуры, в мир отраженной в музыке окружающей действительности [4].
Список цитированных источников:
1. Ковалив, В.В. Программа факультативных занятий для II – IV классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – с. 4
2. Бублей, С.П. Детский оркестр: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Л.: Музыка, 1989. – 111 с.
3. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с 12-летним сроком обучения / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Изд-во Юнипресс, 2006. – 384с. – (Серия «Музыка»).
4. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королева – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.