logo
Конференция_Мир Детства 1

Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста

Манько И.П., студентка 6 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Карташев С.А., кандидат педагогических наук, доцент

В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая к становлению мировоззрения, идеалов, вкусов, потребностей личности. Игра на детских музыкальных инструментах, как показывает практический опыт, опосредованно, но весьма существенно влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона, становлению чистоты певческой интонации, развивает музыкально-творческие способности, чувство ритма, развитие концентрации внимания, ощущение себя как части коллектива.

Специфика исполнительской деятельности учащихся на музыкальных занятиях в системе общего образования, и прежде всего на уроках музыки, заключается преимущественно в коллективной исполнительской деятельности детей. Создание исполнительского художественного образа и его воплощение происходят в значительной мере под руководством учителя, но требуют при этом активного, творческого участия всех детей.

По сравнению с вокально-хоровой деятельностью, инструментальное музицирование дает возможность детям поэкспериментировать с достаточно разнообразным кругом музыкальных интонаций, в том числе с широкими скачками, сопоставлением регистров, с одной и той же интонацией в различном тембровом выражении и т.д. В процессе инструментального музицирования появляется возможность проследить зависимость характера звука, его интонационной выразительности от способа звукоизвлечения, динамических, тембровых и звуковысотных возможностей различных инструментов.

К числу основных видов инструментального музицирования может быть отнесено:

- сольное, групповое и коллективное исполнение инструментальных образцов;

- исполнение аккомпанемента к разучиваемым и исполняемым песням, введение дополнительной инструментальной партии или нескольких партий в качестве сопровождения к песне или музыкальной пьесе, с которой дети знакомятся в слушательской деятельности;

- импровизация, сочинение инструментальных и вокально-инструментальных композиций.

Необходимыми условиями организации процесса элементарного музицирования являются:

- наличие набора детских элементарных музыкальных инструментов;

- систематические занятия с учащимися;

- хорошее знание учителем технических особенностей и характеристик каждого инструмента, владение исполнительскими приемами, специфическими для каждого инструмента, методикой разучивания произведений;

- постепенное усложнение произведений, предназначенных для разучивания;

- индивидуальный подход к каждому ребенку [1, 4].

Разным детям в разной степени удается освоение игры на тех или иных инструментах. Успех зависит от индивидуальных особенностей ребенка: музыкальных данных, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа учителя музыки нацелена на общее ознакомление детей с инструментами, в результате которого приобретается умение применять некоторые из них в коллективном музицировании, доставляющем его участникам радость. Но ни в коем случае не следует добиваться от всех участников равноценной игры на всех инструментах, тем более качественного звучания в наиболее трудных приемах игры. Принцип «от простого к сложному» должен сохраняться на всех этапах и во всех видах работы. На нем основаны и порядок введения инструментов, и связь обучения игре на них с другими аспектами музыкальной подготовки [2].

Одними из первых инструментов для ознакомления являются маракасы, трещетка-кастаньеты, пандейра, бубенцы. Примером их применения могут послужить игры «Отзовись», «Эхо».

Игра «Отзовись». Предварительно дети по очереди называют свои имена, а педагог, четко повторив каждое, прохлопывает его ритм; дети учатся делать так же. Замечаем, что в тех именах, где два удара, сильнее то первый (Ю-ра, Ка-тя), то второй (Бо-рис, И-ван); в других именах по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором (Ни-ки-та) или третьем (А-лек-сей); есть имена, на которые приходятся четыре хлопка (А-на-то-лий) или редко (Глеб).

Составляются группы детей, имена которых «прохлопываются» одинаково. Педагог должен заранее наметить такие сочетания имен конкретных детей, которые будут участвовать в игре, чтобы получились двустишия (четверостишия), желательно рифмованные. Например:

Оля, Катя, Галя, Дина, Вадим, Денис,

Витя, Юра, Коля, Дима. Иван, Борис.

Теперь дети берут инструменты в руки – кому что хочется (но можно договориться, что у девочек будут более нежные по звучанию, у мальчиков – более массивные, громкие) – и располагаются по группам, сидя или стоя вокруг педагога. Педагог называет по очереди детей, а те отвечают (каждый на своем инструменте) соответствующим ритмом в заданных педагогом динамике, характере и темпе. Педагог может «проговаривать» подряд по два или четыре имени одного ритмического рисунка, тогда все названные отвечают вместе. Изменения темпа, которые предлагает педагог, заставляют детей быть внимательными.

Игра «Эхо». После знакомства с очередным инструментом педагог играет на нем отдельные звуки (диапазон оговаривается заранее); дети находят эти звуки на своих инструментах (поочередно или по вызову). Затем следуют краткие мотивы-вопросы (предварительно надо договориться, какими звуками педагог ограничивается, - например, тремя первыми ступенями звукоряда). Дети поочередно изображают эхо на таком же инструменте; как только педагог закончит играть, нужно точно воспроизвести прозвучавшее (не только ритм, но и темп, динамику, характер).

Эхо в лесу. Педагог играет фразу, ребенок должен повторить ее окончание.

Эхо в горах. Педагог громко играет мотив из двух-трех звуков, а дети поочередно повторяют его, причем каждый следующий играет тише, а у последнего звук и вовсе «замирает».

Отгадай инструмент. Водящий подходит к столу, на котором лежат все уже знакомые детям инструменты, и становится спиной к группе. Кто-либо из детей на выбранном заранее инструменте, который находится у него, исполняет ритмический рисунок или попевку из двух-трех звуков. Водящий должен выбрать из лежащих перед ним инструментов такой же как тот, который только что прозвучал, и повторить то, что ему сыграли (или – проще – хотя бы назвать и показать прозвучавший инструмент) [2].

На начальном этапе ансамблевой игры предлагаем использовать простые упражнения для двух инструментов, например, ксилофон и металлофон:

К звуковысотным инструментам рекомендуем присоединить шумовые на сильные доли. Когда все учащиеся освоили свои партии прежде чем исполнять весь аккомпанемент, с каждой группой проводятся мини-репетиции, чтобы мобилизовать готовность исполнить на инструментах свои ритмические партии. После этого, «как на концерте», исполняется весь аккомпанемент. Корректируется динамическое развитие образа. Если в классе остались ребята, которым не хватило инструментов, они составляют самую главную группу певцов, либо исполняют аккомпанемент звучащими жестами (или на воображаемых инструментах) [3]. Рекомендуем к исполнению упражнения и партитуры для детских ансамблей (оркестров) С. Бублей «Детский оркестр», И.Г. Лаптев переложение для детского оркестра «Детского альбома» Чайковского.

Вопрос о включении детских инструментов в сферу музыкального воспитания детей поднимался еще в 30-е годы, но до сих пор подобный опыт работы не получил достаточного распространения. Занимаются этим делом только энтузиасты да и то эпизодически. Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных для ученика музыкальных инструментах. Слушание музыки, пение во взаимодействии с инструментальным исполнением позволяют практически участвовать в творческом акте, а процесс накопления музыкальных образов становиться реальным и прочным в личном багаже ученика. Развитие исполнительских умений учащихся – это целенаправленный процесс введения их в мир духовной культуры, в мир отраженной в музыке окружающей действительности [4].

Список цитированных источников:

1. Ковалив, В.В. Программа факультативных занятий для II – IV классов общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения // Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – с. 4

2. Бублей, С.П. Детский оркестр: пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Л.: Музыка, 1989. – 111 с.

3. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с 12-летним сроком обучения / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Изд-во Юнипресс, 2006. – 384с. – (Серия «Музыка»).

4. Королева, Т.П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т.П. Королева – Минск: БГПУ 2010. – 216 с.