logo
Конференция_Мир Детства 1

Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов

Твердякова Ю.В., учащаяся 3 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Журавлёва Л.А., магистр педагогики

Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из важнейших проблем педагогики. Нравственность - одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Ни одно общество не могло и не может обойтись без моральной формы поведения [4, c. 143]. Трудно найти такую область деятельности человека, от которой так много бы зависело, как от нравственного воспитания - ведь это процесс передачи жизненного опыта, идейных ценностей старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, выполнению функций гражданина, патриота [3, c. 112]. Поэтому перед учителем начальных классов стоит одна из основных задач – содействовать формированию нравственных качеств у младших школьников.

Формирование нравственных качеств младших школьников связано с четырьмя основными положениями:

  1. Общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, которые обладают не только знаниями, но и имеют хорошее воспитание.

  2. Образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания.

  3. Воспитанность – это качество личности, определяющее в поведении человека его отношение к другим людям.

  4. Нравственные знания не только информируют младших школьников о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка [1, c. 157].

Одна из задач нравственного воспитания младшего школьника – правильно организовать деятельность ребенка, так как деятельность выступает как критерий его нравственного развития.

Начальное обучение и воспитание, по мнению современных педагогов, должно строиться так, чтобы развивать у школьников познавательные способности, вырабатывать навыки овладения учебным материалом, развивать мышление, речь, воображение, творческие способности учащихся, формировать жизненно важные качества личности: трудолюбие, доброту, отзывчивость, понимание. Все эти задачи решаются комплексно, на всех уроках и во внеурочное время [5, c. 52].

На уроках учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся: не мешать своим одноклассникам, внимательно слушать друг друга и участвовать в общей работе. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать такие ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

В процессе обучения необходимо обращаться к личному опыту детей и их размышлениям. Очень важно всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе [2, c. 62].

Во время уроков необходимо чаще использовать такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий, что позволяет в полной мере раскрыть потенциал нравственных качеств личности ребёнка [5, c. 57].

Проблема нравственного воспитания особенно актуальна в настоящее время, так как очень часто не удается оградить детей от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственным нормам.

Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  повелительные  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя.  При  оценке  поведения  дети  исходят,  главным  образом,  из  того,  что  не  надо  делать.  Именно поэтому  они  замечают  малейшие  отклонения  от  установленных  норм  поведения  и  немедленно  стремятся  доложить  о  них  учителю.  С  этим  же  связана  и  другая  черта.  Остро  реагируя  на  недочеты  в  поведении  своих  товарищей,  дети  зачастую  не  замечают  собственных  недочетов  и  некритически  относятся  к  себе.  Самосознание  и  самоанализ  у  младших  школьников  находятся  на  низком  уровне,  и  их  развитие  требует  от  учителей  внимания  и  специальной  педагогической  работы [1, c. 158].

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения: дети овладевают нормами нравственности, учатся следовать им. Формирование нравственных качеств личности учащихся начальной школы мы рассматриваем как важную педагогическую проблему, потому что должны воспитать человека, способного на высоком уровне осуществлять задачи нравственного воспроизводства общества. Система воспитательной работы и образовательного пространства школы содействуют развитию личности в нравственном, спортивно-оздоровительном, эстетическом аспектах. При первостепенной значимости нравственного аспекта. Позитивное влияние на формирование нравственных качеств учащихся начальных классов оказывает изучение гуманитарных дисциплин. Особую роль играют потребность творчества, самовоспитание и самореализация. Всё это в объединении с трудом учителей, воспитателей, поддержкой семьи – даёт плодотворные результаты в становлении нравственных качеств личности учащегося.

Список цитированных источников:

  1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.

  2. Гавриловец, К.В. Принцип системности в нравственном воспитании учащихся / К.В. Гавриловец.//Адукацыя і выхаванне. 2002/ №5. С.60-64.

  3. Литовчик, Н.Н. Педагогика: пособие. – Минск: Беларус. Энцыкл. Імя П.Броўкі, 2010. – 215 с.

  4. Лихачёв, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. Пособие / Б.Т. Лихачёв. М., 1999. – 350 с.

  5. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. Пособие для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый. М., 2000. – 400 с.