Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
Твердякова Ю.В., учащаяся 3 курса
(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Научный руководитель – Журавлёва Л.А., магистр педагогики
Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда было и остается одной из важнейших проблем педагогики. Нравственность - одно из важнейших свойств человеческой личности, необходимое условие всякой общественной жизни. Ни одно общество не могло и не может обойтись без моральной формы поведения [4, c. 143]. Трудно найти такую область деятельности человека, от которой так много бы зависело, как от нравственного воспитания - ведь это процесс передачи жизненного опыта, идейных ценностей старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, выполнению функций гражданина, патриота [3, c. 112]. Поэтому перед учителем начальных классов стоит одна из основных задач – содействовать формированию нравственных качеств у младших школьников.
Формирование нравственных качеств младших школьников связано с четырьмя основными положениями:
Общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, которые обладают не только знаниями, но и имеют хорошее воспитание.
Образование не гарантирует высокого уровня нравственного воспитания.
Воспитанность – это качество личности, определяющее в поведении человека его отношение к другим людям.
Нравственные знания не только информируют младших школьников о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка [1, c. 157].
Одна из задач нравственного воспитания младшего школьника – правильно организовать деятельность ребенка, так как деятельность выступает как критерий его нравственного развития.
Начальное обучение и воспитание, по мнению современных педагогов, должно строиться так, чтобы развивать у школьников познавательные способности, вырабатывать навыки овладения учебным материалом, развивать мышление, речь, воображение, творческие способности учащихся, формировать жизненно важные качества личности: трудолюбие, доброту, отзывчивость, понимание. Все эти задачи решаются комплексно, на всех уроках и во внеурочное время [5, c. 52].
На уроках учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учащихся: не мешать своим одноклассникам, внимательно слушать друг друга и участвовать в общей работе. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать такие ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.
В процессе обучения необходимо обращаться к личному опыту детей и их размышлениям. Очень важно всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе [2, c. 62].
Во время уроков необходимо чаще использовать такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительную деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий, что позволяет в полной мере раскрыть потенциал нравственных качеств личности ребёнка [5, c. 57].
Проблема нравственного воспитания особенно актуальна в настоящее время, так как очень часто не удается оградить детей от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственным нормам.
Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. При оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы [1, c. 158].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения: дети овладевают нормами нравственности, учатся следовать им. Формирование нравственных качеств личности учащихся начальной школы мы рассматриваем как важную педагогическую проблему, потому что должны воспитать человека, способного на высоком уровне осуществлять задачи нравственного воспроизводства общества. Система воспитательной работы и образовательного пространства школы содействуют развитию личности в нравственном, спортивно-оздоровительном, эстетическом аспектах. При первостепенной значимости нравственного аспекта. Позитивное влияние на формирование нравственных качеств учащихся начальных классов оказывает изучение гуманитарных дисциплин. Особую роль играют потребность творчества, самовоспитание и самореализация. Всё это в объединении с трудом учителей, воспитателей, поддержкой семьи – даёт плодотворные результаты в становлении нравственных качеств личности учащегося.
Список цитированных источников:
Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
Гавриловец, К.В. Принцип системности в нравственном воспитании учащихся / К.В. Гавриловец.//Адукацыя і выхаванне. 2002/ №5. С.60-64.
Литовчик, Н.Н. Педагогика: пособие. – Минск: Беларус. Энцыкл. Імя П.Броўкі, 2010. – 215 с.
Лихачёв, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. Пособие / Б.Т. Лихачёв. М., 1999. – 350 с.
Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. Пособие для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый. М., 2000. – 400 с.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.