Как научить младших школьников читать?
Огородникова О.А., преподаватель
(г. Полоцк, Полоцкий колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Непременное условие продуктивной деятельности человека ХХІ века – освоение техники быстрого чтения, овладение оптимальным чтением. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости за многие столетия приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Как же добиться оптимальной скорости чтения? Эту проблему следует решать с первых шагов ребенка в школе, на самом первом этапе обучения чтению.
Научить ребят осознанно, правильно, бегло и выразительно читать порой труднее, чем научить математике. Плохо читающий ученик не справляется с объемным учебным материалом, он кандидат в неуспевающие, отсюда и стойкие негативные эмоции, влияющие на важные системы жизнедеятельности организма ребенка. А как нужен успех маленькому человеку! Успех рождает радость. Стойкие положительные эмоции – прекрасный фон для нормализации и активизации всех функциональных систем организма ребенка, это верный путь к здоровью. «Я могу! Я хорошо читаю новый текст! Меня слушают дети! Я получил отличную оценку!» - вот то, что мы хотим слышать от наших учеников.
Р абота учителя на уроках литературного чтения должна начинаться с выяснения вопроса, что могут дети: назвать букву, прочесть слог или слово, читать небольшие тексты. Ответы обязательно фиксируются, т.к. это необходимо в дальнейшем обучении чтению. Если упустить этот момент, то не подготовленные к школе дети станут отставать от остальных ребят. И в дальнейшем даже в 3 и 4 классах будут читать не более 40-50 слов в минуту.
На первом родительском собрании учитель начальных классов должен обязательно рассказать о значении навыков чтения в школьной жизни ребенка, объяснить, что психологически комфортно только тем, кто хорошо усваивает учебный материал через чтение. Это можно сделать с помощью схемы: в центре круга те, кто «купается» в доступной информации, - они в зеленых шапочках; в другом круге те, кто тянется к этим знаниям без достаточных навыков чтения, они ждут помощи и поддержки – у них желтые шапочки; в следующем круге те, кто барахтается, чтобы остаться на плаву, их охватывает страх, неверие в свои силы – у них красные шапочки.
В своей статье мы опирались на сотрудничество с Тюкало И.И., учителем начальных классов высшей категории СШ № 2 г. Новополоцка. При поступлении в школу в ее классе 8 человек читали буквы, 6 человек читали слоги, 4 человека читали предложения, 2 человека читали тексты. Во 2 классе (20 учеников) читают: 120 слов – 1 человек, 100 слов – 5 человек, 80 слов – 6 человек, 60 слов – 4 человека, 40-50 слов – 4 человека. Наблюдая за результатами обучения, мы пришли к выводу, что интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. А одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению. Главная роль в этом процессе принадлежит учителю.
Формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения - осмысление, технику, выразительность:
упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
Урок литературного чтения следует начинать с сообщения темы и задач, что заставляет детей настроиться на восприятие и усвоение материала. Желательно уроки литературного чтения по расписанию ставить первыми. И тогда уместно начинать их с игровой разминки – дыхательной гимнастики, которая подготавливает речевой аппарат детей к работе над скороговоркой, развивает чёткость произношения, а также служит для укрепления общего здоровья школьника. Можно предложить следующие упражнения, направленные на регулирование речевого дыхания:
«дышит носик» - носом делается глубокий вдох и выдох, нос закрывается с одной стороны, вдох-выдох;
«свеча» - сложить ладошки и задуть свечу;
«роза» - представить, что в руках прекрасная роза;
«лилия» - вдох медленный и резкий выдох и др.
В качестве речевой разминки можно предложить упражнения для отработки артикуляции каждого звука и развития умения чётко, быстро и правильно говорить:
Артикуляционная гимнастика для губ и языка:
«построй заборчик» - зубы сжаты и говорим «и»;
«сделай трубочку из губ»;
«накажи непослушный язычок» - язычок на нижнюю губу и шлёпаем губами «ля-ля»;
«язычок, покажи, как киска сердится»;
«слижи языком варенье с губ»;
«язык-маляр» - небо покрасить;
«чищу зубы» - приоткрыт рот и чистим зубы: верхние, нижние;
«качели» - основание зубов достать верхние и нижние и др.
Как показала практика, учащиеся любят сказку о «Языке-волшебнике».
«Жила-была девочка Оля. Во рту у неё жил язычок. Был он не простой, а волшебный: мог превращаться в разные предметы. Вышла Оля в сад, а там дедушка лопатой землю копает. Увидел это язычок, изловчился и стал «лопаткой», а потом спрятался язык за «заборчик» (зубы), думает: что дальше-то будет? А Оля помогла дедушке и стала из трубы цветы поливать. Язычок возьми да и превратись в «трубочку», только между губами выглядывает изо рта. Пришла девочка домой, решила вышить маме в подарок платочек. Увидел язычок иголку у неё в руках и сам превратился в «иголочку» (губы в улыбке, язык высунут вперёд). Потом пришёл папа, стал пить чай. Тут-то и язычок «чашечкой» сделался. Вдруг он забегал влево-вправо, как у часов маятник, – тик-так, тик-так. Ну, вот и спать пора. Закрыла Оля ротик, улёгся язычок спать. Спокойной ночи!»
«Песенка гласных» на мотивы детских песен.
Произнесение слогов, чтение слоговых таблиц (метод «карусели», метод хорового чтения – девочки-мальчики).
Работа со скороговоркой. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах и сами разучивают со своими товарищами. «Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь, постепенно преодолевая все трудные словосочетания и слогосочетания, не теряя мысли скороговорки», - говорил К.С. Станиславский.
Предлагаем алгоритм работы над скороговоркой:
1) медленное чтение с правильным дыханием;
2) чтение с логическим ударением на каждом слове поочерёдно;
3) чтение с мимикой и жестами (удивление, вопрос, равнодушие);
4) быстрое проговаривание с правильным дыханием (работа в парах и группах);
5) прослушивание (хоровое, выборочное, по группам).
Для освоения техники быстрого чтения хорошо использовать «жужжащее чтение» текста: 5 минут учащиеся читают вслух, или 5 минут читают, не проговаривая слова (работают только губы), или 5 минут читают только глазами. Также можно использовать вид чтения «убегающая точка»: при чтении нового текста в течение 1 минуты ребята читают незнакомый текст, повторяют его ещё 1 минуту, и ещё одну, 4 минуту читают про себя. Затем проверяют «убегающую точку». А затем учитель «доверяя» - «проверяет» с помощью своих «учителей» учащихся: 1 ряд – читают; 2 ряд – учителя проверяют, и наоборот.
Довольно часто на уроках используется такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов, т.е. в гостях у «словарика».
Любимый вид чтения для младших школьников – ролевое чтение. Иногда чтение по ролям проводится с инсценировкой, но к такому чтению детей следует готовить заранее.
Весьма полезны и принимаемы детьми такие виды чтения, как «игра в прятки»: учитель читает не сначала, выборочно, несколько слов, ребята должны найти и подстроиться под чтение учителя; «мнимое слово»: учитель читает текст, и в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, это поднимает их собственный авторитет и придаёт уверенность в своих силах.
Опытные учителя, начиная с 1 класса, ведут с учащимися тетради по чтению. В 1 классе дети делают схемы предложений, печатают слова, производят звуко-буквенный анализ слов. Во 2 классе дети записывают произведения, которые прочитали на каникулах. В 3-4 классах проводят с учителем тренировочные упражнения по скорописи, зрительные диктанты, составляют планы пересказов, кроссворды и т.д.
А самое главное, о чем должен помнить учитель начальных классов, нужно на уроках литературного чтения читать, чтобы читать!
Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. В.А. Сухомлинский отмечал, что «можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым не умея читать. Тот, кому не доступно искусство чтения, невоспитанный человек, нравственный невежда».
Список использованных источников:
1. Гусарова, Л.А. Нескучное чтение/ Л.А. Гусарова // Начальная школа. – 2009. – № 7.
2. Неборская, Т.А. Учимся читать, или 350 заданий для чтения учащихся начальной школы: практическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Т.А. Неборская. – Мозырь: Белый ветер, 2011.
3. Неборская, Т.А. Учим читать вслух и молча: пособие для учителей начальных классов / Т.А. Неборская. – Мозырь, 2005.
4. Пеньзякова, М.И. Развитие читательских способностей / М.И. Пеньзякова // Пачатковая школа. –2009. – № 5.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.