logo
Конференция_Мир Детства 1

Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах

Козлова Ю.Г., студентка 6 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Александрова С.А., магистр искусствоведения

Важной проблемой музыкальной педагогики является развитие музыкальной памяти младших школьников, которая является необходимой предпосылкой успешного процесса обучения музыке. В школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной [1].

В интересах формирования и развития музыкальности у младших школьников важно создавать условия, при которых происходит накопление запаса музыкальных впечатлений, расширяются рамки репертуара, осваиваемого детьми. Способностью, опосредующей эти «приобретения» и накопления, обеспечивающей их сохранность и использование в соответствующей деятельности, является музыкальная память. Особенно важно развитие музыкальной памяти младших школьников, так как она способствует развитию их креативности и самостоятельности.

Актуальность проблемы развития музыкальной памяти младших школьников обусловлена противоречием между требованиями усвоения большого объема учебного материала и познавательными возможностями детей младшего школьного возраста.

Педагогическая практика показывает, что ребенок легко запоминает то, что дается ему в процессе успешной игры. Здесь определяющим становится интерес младшего школьника к тому, чем он занят. В школе перед ним встает необходимость произвольного запоминания, что неукоснительно требует учебная деятельность. Ребенку приходится заставлять работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ему рефлексировать свои личные психические изменения [2].

Память младшего школьника такова, что он произвольно и непроизвольно может заучивать материал, но может и применять какой–либо способ запоминания информации. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Нет сомнений в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти, в том числе и музыкальной. Однако утверждение, что для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к занятиям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним, представляется спорным.

Совершенствование музыкальной памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Приобщая младшего школьника к миру музыки очень важно уметь найти подход и такие методики, которые поощряют творчество, развивают музыкальный слух, внимание, чувство ритма. Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто если не решающее, то очень сильное влияние на последующие музыкальное развитие ученика. Игра на музыкальных инструментах имеет большой творческий и педагогической потенциал для формирования всех музыкальных способностей ребёнка, в том числе и музыкальной памяти.

Современная методика обучения игре на музыкальных инструментах основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать младших школьников к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания.

Раннее музыкальное обучение играет существенную роль в музыкальном развитии ребенка, но оно должно быть облечено в формы, доступные и интересные для детей раннего возраста. Нельзя не учитывать степень готовности к таким занятиям, как обучение игре на музыкальных инструментах, требующих от детей значительного внимания, сосредоточенности, осознанности и физической зрелости. Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать младшим школьникам в занимательной игровой форме. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки [3].

Немаловажную роль при обучении детей игре на музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания школьников о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаются во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносятся в свободное от занятий время на праздниках, внеклассных мероприятиях и т.д. Неоценимую помощь оказывают педагогу в этом музыкальные игрушки и музыкальные инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх.

Музыкальная память является одной из ведущих музыкальных способностей. Ее развитие целесообразно начинать с детства - наиболее восприимчивого возраста. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального опыта в области музыкального искусства, который оказывает решающее воздействие на формирование личности младшего школьника и непрерывное его развитие [4].

Достижение особой прочности запоминания характеризуется переводом временных отношений музыкального произведения в пространственные. Возможность такого уровня запоминания обеспечивается многократным проигрыванием музыкального произведения в уме, на уровне музыкально-слуховых представлений.

Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий младшего школьника, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой.

Таким образом музыкальная память младших школьников представляет собой накопление, сохранение и использование индивидуального опыта в области музыкального искусства, способствующая развития креативности и самостоятельности ребёнка. Игра на музыкальных инструментах способствует формированию и развитию всех музыкальных способностей ребёнка. Музыкально дидактические игры являются основным методическим приёмом развития музыкальной памяти в младшем школьном возрасте.

Список цитированных источников:

  1. Григорьев, В.Ю. О развитии музыкальной памяти учащегося / В.Ю. Григорьев // В кн. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. - М.: Изд. центр «Музыка»,1980, - №1. – С.24-29.

  2. Муцмахер, В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано / В.И. Муцмахер. – М.: Изд. центр «Музыка», 1984. – 185 с.

  3. Тарас, А.Е. Психология музыки и музыкальных способностей / А.Е. Тарас. – М.: Изд. центр «АСТ», 2005. – 720 с.

  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. – Ярославль: Изд. центр «Академия развития», 2003. – 240 с.