logo
Конференция_Мир Детства 1

Объединениях и группировках

Шмулявцева Н.А., студентка 2 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Королькова Л.В., преподаватель

Cубкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

Было множество попыток классифицировать неформальные движения, такие как:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Социолог М.Топалов классифицирует молодежные объединения и группы по направленности интересов:

  1. увлечение современной молодежной музыкой;

  2. устремление к правопорядковой деятельности;

  3. активно занимающиеся определенными видами спорта;

  4. околоспортивные – различные фанаты;

  5. филофско–мистические;

  6. защитники окружающей среды.

Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

  1. романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками байкеры);

  2. гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

  3. криминальные («гопники», «люберы»);

  4. анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана: 

  1. со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

  2. с социальной позицией – экокультурные;

  3. с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления; 

  4. с альтернативным творчеством - официально не признанные, живописцы,скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие [1].

Исходные мотивы, приводящие подростков в неформальные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы». Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации). Причины вступления в группы:

Среди прочих были названы:

  1. стремление к защищенности;

  2. неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;

  3. нежелание быть как все;

  4. желание утвердиться, привлечь к себе внимание;

  5. свобода;

  6. влияние криминальных структур;

  7. копирование образцов западной культуры, структур и течений;

  8. отсутствие интереса к чему-либо и целей в жизни;

  9. неразвитая сфера организации досуга в стране [3]. 

Первостепенные причины ухода подростков в неформалы - это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых. Многие из пришедших в «неформалы» те, кто «не знал, как жить дальше». Молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества и непонимания.

Кроме того появление огромного количества неформальных объединений объясняется и сдвигами в самом обществе, в его социальной структуре.

Как правило, в любые времена молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому её готовили в процессе цивилизации.

И эта неопределенность и становится почвой для зарождения неформальных сообществ.

Классификация неформалов многими специалистами оценивается как сложное явление, т.к. процессы, происходящие в данной среде, динамичны, неустойчивы и противоречивы.

Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.

Список цитированных источников:

1. Верная Анастасия, Статья "Субкультуры" [электрон. ресурсы]. – 2012. – режим доступа http://www.subcult.ru/. - дата доступа: 10.01.2012

2. Косарецкая, С.В. О неформальных объединениях молодежи / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с.

3. Башкатов, И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ, 1985. – С. 15 – 26.