logo
Конференция_Мир Детства 1

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах

Кожановская В.Г., учащаяся 3 курса

(г. Орша, Оршанский колледж УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Научный руководитель – Журавлева Л.А., магистр педагогики

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Организация здоровьесберегающего учебного процесса стала в настоящее время приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Цель обучения, основанного на принципах здоровьесберегающей педагогики, - сохранить здоровье школьников в процессе обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Таким образом, целевые установки предполагают не только использование образовательных технологий, направленных на формирование ЗОЖ у школьников, но и такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы сохранению и укреплению здоровья ребенка. Только при определенной организации учебного процесса возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - исключение переутомления учащихся, сохранение работоспособности [3, c.75].

В настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Об актуальности такого подхода к образованию - технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям - педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии.

Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». Если последние отвечают на вопрос «как учить?», то логичным окажется ответ: так, чтобы не наносить вред здоровью субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов. Технология проектируется исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды мы рассматриваем в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся [2, c.315].

Важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни [1, c.128]. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков - приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребёнок, обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.

Фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить её у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. «А какое же это имеет отношение к ЗОТ?» - спросит читатель. И хорошо, что спросит - так бы делали и наши школьники! А отношение следующее.

Во-первых, задавание вопросов - это проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно взаимодействует с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья.

Во - вторых, это показатель включённости ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают).

Наконец, в - третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребёнок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятного учебного материала, что ведёт к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе [4, c.19].

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. Кроме того в структуру обычного урока можно внести изменения с целью повышения учебной активности и укрепления здоровья:

- совершенствование двигательной активности: применение физкультминуток; свободное передвижение по классу в учебных целях; групповые формы работы, требующие выхода из-за парты; применение дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

- использование нестандартных приёмов обучения чтению, письму, рассказу с применением комплекса зрительных приёмов; побуждение к зрительно-двигательной активности в пространстве [3, c.76].

Цель такого обучения – приостановить развивающееся в процессе учебных занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить утомление, дать разрядку умственному напряжению, формировать интерес к учению с помощью разнообразных форм работы, что содействует улучшению восприятия учебного материала

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий[4, c.20].

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом учитываются три условия.

Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).

Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности [1, c.129].

Таким образом, учитель, в процессе обучения и проведения воспитательной работы, должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления, использовать в работе здоровьесберегающие технологии, своим личным примером показывать стремление к ведению здорового образа жизни. В этом же русле должна строиться одна из сторон работы педагога с родителями учащихся. Соответственно, учитель должен быть подготовлен к такой работе. И не только по популярным брошюрам на тему здоровья, но и умением использовать здоровьесберегающие технологии на своих уроках, чтобы превратить школу в место, где грамотно заботятся о здоровье учащихся.

Список цитированных источников:

  1. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн./ И.П. Подласый. – М.: Гуманит издат. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

  2. Сластенин, В.А., Каширин, В.П. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М., 2004. – 480 с.

  3. Киколов, А.И. Обучение и здоровье. - М.: Высшая школа,1985. – 200 с.

  4. Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М., 1989. – 170 с.