Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
Амасович Н.В., кандидат педагогических наук, доцент
Ермольчик И.В., студентка 5 курса
(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)
Различные трактовки воспитания предполагают рассмотрение его как процесс включения ребенка в современную культуру через усвоение им стереотипов, являющихся устойчивыми формами общественного сознания. В этом случае необходимо присвоение личностью и гендерных стереотипов, способность оперирования которыми социально определяют принадлежность к конкретному полу. Это объясняется тем, что пол находится в «сфере идеологического контроля и сам есть во многом идеологический продукт».
Гендер создает определенные половые представления через религию, язык, образование и воспитание, искусство, медиа, моду и т.д. Конструирование и «репрезентация определенных гендерных образов имеют целью закодировать их как гендерные стереотипы и через показ, научение, повторение, контроль добиться их усвоения в процессе социализации личности».
«Гендерные стереотипы – социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость» [1].
Таким образом, наличие «правильных» мужских/ женских качеств, поведение в соответствии с эталоном мужского/женского поведения, выбор подобающих видов деятельности, социальных ролей гарантирует комфортное существование в системе половых отношений данного общества.
Гендерные стереотипы общественного сознания воспроизводятся и многократно подкрепляются религией, литературой, искусством, системой образования и т.д. Эти сферы общественной жизни, выступая основополагающими «способами формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций», определенным образом воспринимают и оценивают мужчин и женщин и усиливают его.
Значимость образования и воспитания объясняется их ролью в процессе социализации. Поэтому все параметры традиционного школьного обучения могут быть рассмотрены как система гендерных упражнений, задающих устойчивую и иерархическую систему гендерных ролей. В современной ситуации социализирующую роль начинают исполнять технологии «социального дизайна»: кино, телевидение с его утверждающей клиповой культурой, мода, весь имиджевый поток массовой культуры, реклама.
Детская литература традиционно считается одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения. Поэтому ей всегда отводилась роль важного средства формирования личности, которое расширяет представление о мире, знакомит с природой и вещами, помогает осваивать и развивать речь, эстетически и нравственно воспитывает. В ее текстах и на иллюстрациях герои проявляют себя как носители конкретного пола, и поэтому неизбежно наделены теми моделями поведения и установок, по которым признается их половой статус. И проявление это внешнее, выражающееся в виде речи, манер, одежды, жестов, поступков.
Книги являются одним из значимых агентов ранней социализации, в процессе которой формируется гендерная идентичность. Ее формирование приходится на дошкольный возраст, а к его окончанию устанавливается «гендерное постоянство», подкрепляемое полоролевыми стереотипами. Поэтому текст и иллюстрации в детской литературе дают детям представления о различиях между полами в схеме культурного определения пола, принятого в данном обществе, т.е. содержат гендерные стереотипы.
С целью выявления особенностей представления гендерных стереотипов в детской литературе мы применяли технику контент-анализа. В качестве единицы анализа выступала сама детская книга в целом со всеми содержащимися произведениями и иллюстрациями.
Был проанализирован ряд детских книг современных авторов, изданных с 2000 по 2009 гг. Критериями отбора выступали рекомендация для детей дошкольного и младшего школьного возраста, издательство и тираж книги, количество иллюстраций.
По итогам анализа мы можем выделить следующие особенности представления гендерных стереотипов в современной детской литературе:
В литературе не дается альтернативного представления культурного определения пола. Она изобилует традиционными гендерными стереотипами и поощряет предписанное обществом поведение «настоящего мальчишки» и «маленькой принцессы» в строгой схеме традиционного распределения социальных ролей.
В большинстве изданий нарисованные девочки имеют кукольную внешность: кудри, косички, хвостики, яркие банты, длинные юбочки и платья в кружевах и ленточках, кружевные переднички. Рядом с девочками цветы, котята, цыплята и щенки. Тематика их произведений - «Хозяюшка», «Модница», «Подружки», «Мисс Вселенная».
Герои-мальчики – это любознательные шалуны, не соблюдающие осторожность и попадающие в приключения или непослушные невежды. Их интересы можно обозначить следующими строчками: «А я? Минутки лишней нет: Уроки, кросс, футбол, обед...».
В авторских сказках современных писателей соблюдается патриархальные стереотипы по той же схеме, что мы и представили выше: Елена-Краса – красивая и умная, жертва Кощея Бессмертного, Дарьюшка – трудолюбивая, добрая, сообразительная – страдает от проделок бабы-Яги, но выходит победительницей с помощью зверей-союзников.
Отношения героев мальчик-девочка представляются в четкой поляризации и противопоставлении: неаккуратный-аккуратная, невежливый-вежливая, непослушный-послушная и т.д.
Проявляется скрытая дискриминация одного из полов. Это проявляется уже на обложке, где написано «для настоящих мальчишек» или «маленьких принцесс».
Гендерные образы передаются через иллюстрации животных, одетых в одежду, соответствующих мужскому или женскому полу, и демонстрирующих соответствующее поведение в традиционной полоролевой схеме.
Таким образом, детская литература является определённым ретранслятором гендерной проблематики в обществе, и в ней, несмотря стремление авторов устранить дискриминации по половому признаку, по-прежнему присутствует привязка к социальной сфере и отражение гендерных стереотипов, существующих в социальной среде.
Список цитированных источников:
Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Личность. Культура. Общество. – 2003. – Том V. Выпуск 1-2. – С.120-128.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.