logo
Конференция_Мир Детства 1

Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов

Амасович Н.В., кандидат педагогических наук, доцент

Ермольчик И.В., студентка 5 курса

(г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова»)

Различные трактовки воспитания предполагают рассмотрение его как процесс включения ребенка в современную культуру через усвоение им стереотипов, являющихся устойчивыми формами общественного сознания. В этом случае необходимо присвоение личностью и гендерных стереотипов, способность оперирования которыми социально определяют принадлежность к конкретному полу. Это объясняется тем, что пол находится в «сфере идеологического контроля и сам есть во многом идеологический продукт».

Гендер создает определенные половые представления через религию, язык, образование и воспитание, искусство, медиа, моду и т.д. Конструирование и «репрезентация определенных гендерных образов имеют целью закодировать их как гендерные стереотипы и через показ, научение, повторение, контроль добиться их усвоения в процессе социализации личности».

«Гендерные стереотипы – социально конструируемые категории «маскулинность» и «фемининность», которые подтверждаются различным в зависимости от пола поведением, различным распределением мужчин и женщин внутри социальных ролей и статусов, и которые поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально одобряемой манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость» [1].

Таким образом, наличие «правильных» мужских/ женских качеств, поведение в соответствии с эталоном мужского/женского поведения, выбор подобающих видов деятельности, социальных ролей гарантирует комфортное существование в системе половых отношений данного общества.

Гендерные стереотипы общественного сознания воспроизводятся и многократно подкрепляются религией, литературой, искусством, системой образования и т.д. Эти сферы общественной жизни, выступая основополагающими «способами формирования института пола и закрепления соответствующих половых идентификаций», определенным образом воспринимают и оценивают мужчин и женщин и усиливают его.

Значимость образования и воспитания объясняется их ролью в процессе социализации. Поэтому все параметры традиционного школьного обучения могут быть рассмотрены как система гендерных упражнений, задающих устойчивую и иерархическую систему гендерных ролей. В современной ситуации социализирующую роль начинают исполнять технологии «социального дизайна»: кино, телевидение с его утверждающей клиповой культурой, мода, весь имиджевый поток массовой культуры, реклама.

Детская литература традиционно считается одним из действенных средств воспитания подрастающего поколения. Поэтому ей всегда отводилась роль важного средства формирования личности, которое расширяет представление о мире, знакомит с природой и вещами, помогает осваивать и развивать речь, эстетически и нравственно воспитывает. В ее текстах и на иллюстрациях герои проявляют себя как носители конкретного пола, и поэтому неизбежно наделены теми моделями поведения и установок, по которым признается их половой статус. И проявление это внешнее, выражающееся в виде речи, манер, одежды, жестов, поступков.

Книги являются одним из значимых агентов ранней социализации, в процессе которой формируется гендерная идентичность. Ее формирование приходится на дошкольный возраст, а к его окончанию устанавливается «гендерное постоянство», подкрепляемое полоролевыми стереотипами. Поэтому текст и иллюстрации в детской литературе дают детям представления о различиях между полами в схеме культурного определения пола, принятого в данном обществе, т.е. содержат гендерные стереотипы.

С целью выявления особенностей представления гендерных стереотипов в детской литературе мы применяли технику контент-анализа. В качестве единицы анализа выступала сама детская книга в целом со всеми содержащимися произведениями и иллюстрациями.

Был проанализирован ряд детских книг современных авторов, изданных с 2000 по 2009 гг. Критериями отбора выступали рекомендация для детей дошкольного и младшего школьного возраста, издательство и тираж книги, количество иллюстраций.

По итогам анализа мы можем выделить следующие особенности представления гендерных стереотипов в современной детской литературе:

  1. В литературе не дается альтернативного представления культурного определения пола. Она изобилует традиционными гендерными стереотипами и поощряет предписанное обществом поведение «настоящего мальчишки» и «маленькой принцессы» в строгой схеме традиционного распределения социальных ролей.

В большинстве изданий нарисованные девочки имеют кукольную внешность: кудри, косички, хвостики, яркие банты, длинные юбочки и платья в кружевах и ленточках, кружевные переднички. Рядом с девочками цветы, котята, цыплята и щенки. Тематика их произведений - «Хозяюшка», «Модница», «Подружки», «Мисс Вселенная».

Герои-мальчики – это любознательные шалуны, не соблюдающие осторожность и попадающие в приключения или непослушные невежды. Их интересы можно обозначить следующими строчками: «А я? Минутки лишней нет: Уроки, кросс, футбол, обед...».

  1. В авторских сказках современных писателей соблюдается патриархальные стереотипы по той же схеме, что мы и представили выше: Елена-Краса – красивая и умная, жертва Кощея Бессмертного, Дарьюшка – трудолюбивая, добрая, сообразительная – страдает от проделок бабы-Яги, но выходит победительницей с помощью зверей-союзников.

  2. Отношения героев мальчик-девочка представляются в четкой поляризации и противопоставлении: неаккуратный-аккуратная, невежливый-вежливая, непослушный-послушная и т.д.

  3. Проявляется скрытая дискриминация одного из полов. Это проявляется уже на обложке, где написано «для настоящих мальчишек» или «маленьких принцесс».

Гендерные образы передаются через иллюстрации животных, одетых в одежду, соответствующих мужскому или женскому полу, и демонстрирующих соответствующее поведение в традиционной полоролевой схеме.

Таким образом, детская литература является определённым ретранслятором гендерной проблематики в обществе, и в ней, несмотря стремление авторов устранить дискриминации по половому признаку, по-прежнему присутствует привязка к социальной сфере и отражение гендерных стереотипов, существующих в социальной среде.

Список цитированных источников:

  1. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Личность. Культура. Общество. – 2003. – Том V. Выпуск 1-2. – С.120-128.