Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
Волкова Е.А., студентка 4 курса
(г. Гродно, УО «ГрГУ им. Я. Купалы»)
Научный руководитель – Щербинина В.П., кандидат педагогических наук,
доцент
Великий педагог-просветитель Генрих Песталоцци уже в 1805 г. оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит своеобразное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это открытие было сделано в эпоху, когда родители были здоровы, рожали здоровых детей, когда люди ели чистую пищу, пили совершенно чистую воду, дышали чистым воздухом. Школьные программы в те годы не были перегружены, а в школах работали воспитатели в широком понимании этого слова.
Одна из главнейших обязанностей государства – дать нормальное образование и воспитать здоровое поколение, или, как мы говорим, вложить в «здоровое тело здоровый дух». Но наша официальная педагогика продолжает свое разрушительное действие, направленное против конкретного человека и против общества в целом. Продолжается разделение детей на особо одаренных, умственно отсталых и всех остальных. При этом забывается то, что человек биологически неповторим.
Академик Владимир Филиппович Базарный (г. Сергиев Посад Московской обл.), врач-окулист по специальности, посмотрел на проблему нездоровья детей через оптическую систему их глаз. Он установил причинную зависимость многих заболеваний от условий и состояния развитости сенсорной чувствительности детей, в которой главенствующее положение занимает зрительный анализатор [1].
Базарный доказал, «что переключение зрительного анализатора из сигнально-поисковой системы в пространстве в орган зрительного труда во многом научно не организовано». В дошкольном учреждении продолжительное время тело ребенка «жестко закреплено», отсюда можно представить, каким он будет через 10-12 лет. Ситуацию усложняет сам учитель, наказывая ребят за то, что они вертятся, оборачиваются к соседям. И это вовсе не желание школьника набедокурить, а естественная его потребность в движении. Да и как не отвлекаться, если доказано, что первые признаки утомления при таком фиксированном положении тела наступают на 5-6 минуте. В течение остального времени над ребенком совершается насилие, что в итоге приводит к нарушениям нервно-психической сферы. Сидение за партой, столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой уже на 20 минуте вызывает признаки стенокардии. Дополним, что длительное пребывание в данной позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диафрагмы, а все это вместе создает условия для патологического развития самого сердца [2]. Теперь ясен ответ на мучающий всех вопрос: «Откуда у нас так много людей с заболеваниями сердечнососудистой системы?»
«Пространство, - говорит В. Ф. Базарный, - это высшая свобода моторики». А как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка учебного дидактического материала. Можно использовать деревянные планки, подвешенные в четырех углах класса. Не на доске, а именно на планках располагаются дидактические материалы. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше запрещалось его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Опыт убеждает, что по методу «зрительных горизонтов» целесообразно проводить занятия, которые проводятся, как правило, в режиме ближнего зрения. Это обучение детей простейшим арифметическим действиям, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры, ознакомление с предметами ближайшего окружения, с природой и т. д.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда.
Какие же ориентиры используются?
Разного рода траектории (рис. 1), по которым дети «бегают» глазами. Например, на большом листе бумаги изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.
Офтальмотренажер. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы. Серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников. Световое табло, расположенное в четырех углах класса (кабинета) под потолком, включается м помощью пульта, управляемого учителем. Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактике близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.
3. «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка.
4. Специальный тренажер, расположенный на потолке или на одной из стен класса (рис. 2).
Кроме того, используются на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков [3].
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Закрыть ладонями глаза и повторить все упражнения в той последовательности, которая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, а ладони не должны пропускать свет.
Суть методики Базарного заключается не в принуждении, а в добровольности. С чего начинается обучение по этой системе? Прежде всего, с учебы в режиме «стоя за конторкой». Чтобы осуществить более плавный переход на этот режим, за одним и тем же столом один ученик работает сидя, другой рядом - стоя. Через 15 минут ученики меняются местами.
Работа за конторкой стоя - это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости. Классы, функционирующие в предложенном режиме, отличаются по интерьеру от обычной классной комнаты. Здесь столы (парты) расположены веером, амфитеатром, вразброс. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или лечь на ковер. Педагог ему замечание не сделает. По методике Базарного признаки усталости наступают лишь на 21-24 минуте!
Все виды названных приемов желательно чередовать как можно чаще. Все это говорит о том, что есть возможность обучать, сохраняя здоровье.
Список цитированных источников:
Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. - Сергиев Посад, 2004.
Образование и здоровое развитие учащихся. Материалы Всероссийского форума с международным участием в 3-х частях. – М.: Ключ, 2005 г. Часть 3. В. Ф. Базарный О трагических последствиях смешанного (бесполового) воспитания и обучения в школах.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
- С.Л. Богомаз, н.И. Бумаженко, о.В. Данич, с.А. Карташев, а.Н. Акулович
- Предисловие
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы
- Психолого-педагогические аспекты обучения младших школьников
- Формирование опыта творческой деятельности младших школьников в контексте личностно ориентированного обучения
- Детская литература как средство формирования гендерных стереотипов
- К вопросу о полоролевых различиях мальчиков и девочек дошкольного возраста в экологическом образовании
- Содержание нравственного воспитания школьников
- Особенности социализации детей-сирот
- Принципы формирования культуры здоровья младших школьников и младших подростков
- Формирование экологической культуры у младших школьников
- Развитие субъектности у детей посредством совместного просмотра мультфильмов
- Пейзажная живопись и ее значение для ребенка
- Работа в школе по профилактике вовлечения в деструктивные секты
- Позитивный аспект игровых комплексных упражнений творческого характера в структуре уроков математики начальной школы
- Социальная среда детского оздоровительного лагеря как условие самореализации личности ребенка
- Роль игрушки в полоролевом воспитании дошкольников
- Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников
- Особенности общения учащихся начальных классов
- 4. Психологические.
- Некоторые секреты «школьного» здоровья доктора базарного
- Детские страхи в дошкольном возрасте
- Формирование правильного чтения первоклассников на основе применения дидактических игр в период обучения грамоте
- Особенности полоролевой социализации детей в неполных семьях Гукова е.В.
- Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений
- Семья и брак в системе ценностных ориентаций старшеклассников
- Фарміраванне маўленчай культуры малодшых школьнікаў сродкамі беларускага фальклору Дзярнова а.У.
- Использование экологических сказок в формировании у детей старшего дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к природе
- К вопросу о педагогической культуре родителей
- Средствами субъективизации
- Формирование у младших школьников знаний о правилах поведения в природе
- Правядзенне нестандартных ўрокаў пры вывучэнні блока ведаў “мая радзіма – беларусь” у 4 класе
- Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников с целью формирования и развития коммуникативной культуры
- Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения витебской области в 2010–2011 учебном году
- Реализация методики субъективизации на уроках литературного чтения
- Работа над скороговоркой как средство совершенствования дикционных навыков младших школьников
- Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах
- Использование интерактивных информационно-обучающих средств в формировании миропознания младших школьников
- Психолого-педагогические основы творческой деятельности
- Моделирование текстовых задач как средство математического развития младших школьников
- Умения каллиграфического письма как цель и результат обучения младших школьников письму
- Имидж современного учителя как важный фактор восприятия педагогической профессии
- Познавательно-практическая деятельность как средство умственного развития детей младшего дошкольного возраста
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного ткачества
- Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе обучения математике
- Олимпийское образование в образовательном пространстве младших школьников
- Уровень
- Начальная школа
- Малые фольклорные жанры как средство повышения познавательного интереса младших школьников к урокам математики
- Раскрытие экологических связей в природе при изучении курса «человек и мир»
- Педагогическая поддержка творчески одаренных детей
- Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
- Развитие коммуникативных и организаторских умений младших школьников на основе групповой деятельности в курсе «окружающий мир»
- Педагогические условия формирования патриотизма у младших школьников средствами народной педагогики
- Проблема выбора содержания и форм семейного досуга
- Как научить младших школьников читать?
- Роль детской литературы в терапии «потерь»
- Современные подходы к классификации сказок
- Детские капризы: причины, пути предупреждения и преодоления
- Виды современного родительства
- Влияние семейных факторов на агрессивное поведение детей
- История происхождения и развития детской игры
- Ребенок и экран
- Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях педагогического колледжа
- Развитие коммуникативной компетенции в процессе психосоциальной адаптации выпускников интерната в образовательной среде учреждения среднего специального образования
- Начальной школы
- Этнокультурная компетентность
- Развіццё творчых здольнасцей вучняў пачатковых класаў праз мадэліраванне казак
- Формирование гражданственности младших школьников
- Идеографическая классификация фразеологических единиц немецкого языка, используемых при изучении курса в средней школе
- К проблеме развития мелкой моторики у леворуких детей в современной школе
- Развитие математического мышления младших школьников с помощью решения нестандартных задач
- Формирование умений у младших школьников выполнять и составлять творческие задания на занятиях по труду
- Развитие исследовательских способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
- Отношения детей к окружающей среде
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Влияние анимационных фильмов на проявление тревожности у младших школьников
- Психологические условия формированиЯ ценностного отношения к материнству у девушек из полной и неполной семЕй
- Воспитательный потенциал сказки в субкультуре дошкольника
- Формирование нравственных качеств у учащихся начальных классов
- Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
- Применение занимательного материала на уроках математики в начальных классах
- Профессиональное самоопределение старших подростков как многокомпонентная система
- Затруднения старших подростков в профессиональном самоопределении
- Девиантного поведения
- Особенности проявления тревожности в младшем школьном возрасте
- Новые подходы в методике преподавания коммуникативного курса русского языка в начальных классах
- Социальная подсистема личностных особенностей несовершеннолетних с делинквентным поведением
- Развития личности школьника
- Дидактическая игра как средство экологического образования старших дошкольников
- Поведением к здоровому образу жизни
- О значении поговорок и пословиц для осмысления подтекста басен
- Применение дидактических игр на уроках математики в начальных классах
- Специфика развития ребенка в современном информационном пространстве
- Экологические проекты в начальной школе
- Объединениях и группировках
- Стиль семейного воспитания как один из факторов девиантного поведения подростков
- Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей (по системе в.Ф. Базарного)
- Роль некоторых единиц лингвистической системы в развитии фонематического слуха младших школьников
- Смысложизненные ценности и профессиональный выбор брестских школьников
- Часть II. Теория музыки. Теория и методика
- Музыкального образования
- Воспитательный процесс в высшем учебном заведении
- (На примере поликультурного воспитания)
- Развитие интереса к музыкальной деятельности у младших школьников
- Методические аспекты концертмейстерской подготовки будущих учителей музыки
- Бесценное наследие
- Роль диалогических методов в повышении качества музыкальной подготовки младших школьников
- Развитие эвристического мышления младших школьников в процессе восприятия образного содержания музыкального произведения
- Развитие музыкальной памяти у младших школьников в процессе игры на музыкальных инструментах
- Коллективное инструментальное исполнительство на простейших музыкальных инструментах как средство развития исполнительских умений детей младшего школьного возраста
- Использование мультимедиа при обучении музыке
- Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки в школе
- Влияние музыкально-образовательной среды на формирование личности композитора андрея эшпая
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки посредством информационных технологий
- Содержание
- Часть I. Психолого-педагогические проблемы воспитания и обучения
- Часть II. История музыки. Теория и методика музыкального образования
- Мир детства в современном образовательном пространстве
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.